18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бразильские художники выступили против цензуры «высокомерных фундаменталистов»

Более тысячи художников и кураторов подписали документ, опубликованный продемократическим коллективом Pela Democracia («За демократию»)

Акция протеста у входа в Музей современного искусства Сан-Паулу. Фото: Werther Santana/Estadão Conteúdo)
Акция протеста у входа в Музей современного искусства Сан-Паулу.
Фото: Werther Santana/Estadão Conteúdo)

На прошлой неделе группа бразильских художников и других специалистов, чья профессиональная деятельность связана с искусством, опубликовала открытое письмо, в котором осудила «распространение ненависти, нетерпимости и ограничение свободы выражения в искусстве и образовании» в стране. С тех пор его успели подписать более тысячи человек. По словам инициаторов открытого письма, «воинствующие правые, некоторые сегменты неопятидесятнических церквей, некоторые политики, члены правительства, представители бюрократического аппарата, полиция и прокуратура объединяют силы в борьбе против деятельности художников и институций. Они подвергают цензуре выставки, не дают покоя посетителям и работникам музеев, используют социальные сети, чтобы унижать и оскорблять людей, чье мнение не совпадает с их собственным».

Китайский художник Ай Вэйвэй участвует в акции против цензуры в Музее современного искусства Сан-Паулу. Фото: Reprodução/Instagram
Китайский художник Ай Вэйвэй участвует в акции против цензуры в Музее современного искусства Сан-Паулу.
Фото: Reprodução/Instagram

В письме говорится о ряде событий, произошедших за последний год, в том числе о закрытии посвященной квир-искусству выставки в культурном центре Santander в Порту-Алегри, где были представлены работы таких художников, как Лижья Кларк и Адриана Варежьян, а также об отмене перформанса Вагнера Шварца в Музее современного искусства Сан-Паулу (МАМ). Перформанс включал демонстрацию обнаженного тела художника, руки и ноги которого трогал ребенок. Представители консервативных сил обвинили обе выставки в пропаганде порнографии и педофилии.

«В своем высокомерии эти фундаменталисты уклоняются от более внимательного анализа произведений и занимаются исключительно выискиванием непристойностей, фривольностей, порнографии и ереси. В этом нет никакого интеллектуального спора, нет вопросов, только насилие и нетерпимость», — говорится в письме.

Перформанс Вагнера Шварца в Музее современного искусства Сан-Паулу (МАМ). Фото: Courtesy of Museu de Arte Moderna de São Paulo
Перформанс Вагнера Шварца в Музее современного искусства Сан-Паулу (МАМ).
Фото: Courtesy of Museu de Arte Moderna de São Paulo

По словам авторов письма, подобная реакция консервативных групп вписывается в более общую общественно-политическую тенденцию, зародившуюся в 2010 году в ответ на внедрение Национального плана продвижения прав человека, в задачи которого входит усиленная защита прав женщин и представителей ЛГБТ-сообщества. Позиции правых сил в стране укрепились в ходе их противостояния с Дилмой Русеф, отстраненной от должности президента после импичмента в 2016 году. «День за днем они ограничивают права личности, гражданские и социальные права в Бразилии, усложняя условия работы, ставя под угрозу свободу обучения в школах, защиту окружающей среды, однополые союзы и т.д.», — утверждается в письме.

Авторы письма обращаются с призывом «ко всем демократическим силам противостоять посягательствам на свободы и [недавние] социальные завоевания — на улицах, в законодательных органах, в судах; используя все доступные средства информационного взаимодействия». На заседании Национального конгресса Бразилии 19 октября это письмо было зачитано представителем Партии трудящихся, а на открытии выставки в Художественном музее Сан-Паулу, посвященной истории сексуальности в искусстве, — одним из художников. Под давлением со стороны консерваторов музей недавно был вынужден запретить вход на выставку посетителям младше 18 лет. В числе протестовавших против цензуры на открытии выставки был китайский художник Ай Вэйвэй, приехавший на бразильскую премьеру своего документального фильма «Человеческий поток» в рамках кинофестиваля в Сан-Паулу.

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+