18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Галереи меняются, чтобы выжить

№57
Материал из газеты

Дилеры все чаще отказываются от классической модели галереи в пользу временных выставок на чужих площадках, виртуальных платформ и домашних экспозиций

Взвинченные цены на аренду, изнуряющий цикл художественных ярмарок и развитие онлайн-платформ приводят к тому, что все больше галерей нижнего и среднего эшелонов арт-рынка отказываются от физических площадок в пользу более экономных и менее постоянных бизнес-моделей. 

Для дилера Энтони Рейнолдса поворотный момент настал, когда истек срок договора аренды его лондонской галереи и владелец помещения объявил, что повышает стоимость втрое. После 32 лет непрерывной работы в трех сменявших друг друга пространствах в 2015 году Рейнолдс закрыл стационарную площадку. «По сути, я освободился от диктатуры единственного пространства, — объясняет он. — В него постоянно приходится вкладываться, а художники вынуждены ломать голову над тем, как его использовать. Интереснее было придумывать, как организовать нормальную работу галереи без стационарной площадки». Оставаясь представителем тех же 20 художников, что и до закрытия, в последние два года Рейнолдс устраивает их выставки в других коммерческих галереях, в том числе в лондонской Annely Juda Fine Art, брюссельской Independent Régence и барселонской Àngels. Истории, подобные этой, случаются все чаще.

Кратковременные выставки

Баснословные суммы, требующиеся для запуска, и высокие эксплуатационные расходы породили целую волну поп-ап- и краткосрочных проектов. В Нью-Йорке стоимость аренды может составлять от $5 тыс. в месяц за чуланчик в Нижнем Ист-Сайде до $35 тыс. в месяц за галерею среднего уровня площадью около 450 кв. м в Челси. По словам сооснователя ярмарки Moving Image Эдварда Винкельмана, прежде чем начать работу, начинающему галеристу в среднем придется выложить стоимость аренды за три месяца плюс от $20 тыс. до $100 тыс. за подготовку помещения.

Совладелец William Benington Gallery Джордж Марш в январе этого года закрыл свою галерею современной британской скульптуры, чтобы заниматься парком скульптуры в Бакингемшире и организацией выставок в Лондоне в сотрудничестве с другими галеристами. Сейчас он планирует приобрести жилой дом, чтобы оборудовать в нем выставочное пространство. «Людям трудно представить себе, как вписать крупноформатные скульптуры в домашний интерьер. Это поможет решить проблему», — говорит он.

Превращение гостиных и спален во временные галереи — лишь один из способов, к которым прибегают дилеры, чтобы приспособиться и выжить. В роли остроумных — хотя иногда и тесноватых — экспозиционных площадок выступают автомобильные парковки, парикмахерские, залы игровых автоматов и кузовы грузовиков.

Джоэл Меслер начал карьеру дилера 14 лет назад и за это время успел поработать в формате и поп-ап, и стационарных галерей, в числе которых были Untitled и Feuer/Mesler. В мае он перебрался с Манхэттена в Ист-Хэмптон на Лонг-Айленде и открыл там сезонную галерею, обслуживающую знаменитостей и владельцев домов в этом анклаве с каменистым пляжем. Новая галерея Меслера называется Rental. «Сегодня художественная среда живет по принципам естественного отбора: главное — выживание и адаптация, — считает он. — Модели вроде Rental эффективны в условиях меняющегося рынка». 

Художники обходят дилеров

Популярные в 1960–1970-х годах специальные пространства под руководством художников снова переживают период расцвета. В 2013 году художница Лола Бантинг основала некоммерческую 53 Beck Road в гостиной частного дома своих родителей в лондонском боро Хакни. «Я сделала это из-за недостатка в Лондоне некоммерческих пространств, где могут выставляться художники, — объясняет Бантинг. — Не буду утверждать, что я работаю полностью вне арт-рынка, но к превращению в коммерческую галерею я не стремлюсь».

Холли Уиллатс, основавшая ежегодный трехдневный фестиваль Art Licks Weekend, в котором принимают участие молодые художники и новые галереи из всех районов Лондона, говорит, что в прошлом году в домашних пространствах выставлялись 10% экспонентов — «заметный скачок» по сравнению с предыдущими годами.

Художники Нью-Йорка и Лос-Анджелеса тоже берут дело в свои руки. Наиболее известен манхэттенский художественный кооператив Canada, существующий с 2000 года. 

В числе более свежих начинаний — лос-анджелесская Park View Gallery в доме писателя Пола Сото в районе парка Макартура и Teen Party, которую в прошлом году открыл в своей бруклинской квартире писатель и редактор Скотт Индрисек.

На шестой амстердамской ярмарке Unseen Photo Fair, которая состоится в сентябре, появится новая секция Co-op, где будет представлено 13 художественных коллективов и инициатив под руководством художников, в том числе Britto Arts Trust из Бангладеш и колумбийский Colectivo +1. Дорожные расходы участников этой секции, а также стоимость некоторых материалов оплачивает сама ярмарка. Для сравнения, стенд на Photo London может стоить £30 тыс. — непомерно большая сумма для тех, у кого нет представляющей их галереи. «До прошлого года обязательным условием участия было наличие у экспонентов физического пространства, но сейчас в мире галерей происходит такой мощный сдвиг, что ярмарки неизбежно должны будут его учитывать», — говорит художественный директор Unseen Эмилия ван Линден.

Сайты вместо стен

После цифровой революции многие рынки переместились в интернет-пространство, но для большинства ценность и уникальность произведения искусства автоматически означают, что оно не может продаваться онлайн. Судя по данным составленного Hiscox в 2017 году рейтинга самых популярных интернет-платформ, будущее цифрового рынка будут определять не цифровые новаторы, а уже существующие игроки, например аукционные дома. 

Но Тцзэ Чунь, которая в 2010 году основала работающую исключительно онлайн галерею Uprise Art, это не пугает. Когда она запускала свой проект, на рынке практически отсутствовали игроки, применявшие «настоящую галерейную модель» в Интернете. Идя против течения, Uprise Art торгует оригинальными, а не тиражными работами (последние, как правило, лучше продаются онлайн благодаря воспроизводимости и доступности). Uprise Art работает с художниками практически так же, как это делают традиционные галереи: представляет их, предоставляет обратную связь и консультации по вопросам выстраивания карьеры, продает их работы и привлекает к ним внимание на художественных ярмарках и выставках. Чтобы создать у клиентов ощущение уникальности, на сайте Uprise Art предлагаются бесплатные частные услуги арт-консультанта. Кроме того, есть страница с биографиями художников, которая, по убеждению Тцзэ Чунь, «придает сайту более личный характер».

Чтобы приблизить свою онлайн-модель к опыту посещения галереи, где можно неожиданно открыть для себя какие-то новые вещи, Чунь отказалась от фильтров и какой-либо сортировки на сайте. «Это полная противоположность Amazon Art», — говорит она. Диапазон цен здесь от $100 до $50 тыс., есть также раздел с произведениями не дороже $800. Несмотря на то что бизнес Чунь очень быстро стал приносить прибыль, она признает, что «условия для продажи искусства в Сети по-прежнему довольно-таки неспокойные». Тем не менее, по ее словам, по мере того как люди привыкают к восприятию визуальной информации онлайн, коллекционеры начинают увереннее покупать искусство через Интернет. Но полностью заменить реальность, по-видимому, все-таки невозможно.  

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
7
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+