Маркус Люперц, классик и хулиган

дмитрий новик
дмитрий новик

В Государственном Эрмитаже открывается долгожданная ретроспектива самого эксцентричного из ныне живущих немецких художников, работы которого не раз становились поводом для бурной полемики и даже скандалов.

Эрмитаж, играя по правилам саморекламы 72-летнего Маркуса Люперца, то ли в шутку, то ли вполне серьезно как-то заявившего: «Меня интересует только моя собственная гениальность», начал раскрутку персональной выставки этого самого известного ныне живущего немецкого художника из частных западных собраний почти за год до ее открытия в Главном штабе. С мая 2013-го в Большом дворе Зимнего дворца, на виду у очереди в Эрмитаж, стоит раскрашенная скульптура Люперца Утро, или Гёльдерлин (2012). Называя персонаж именем немецкого поэта-романтика XVIII века и любителя античности, художник добавляет свое блюдо в фирменное меню музея, показывающего теперь в долгоиграющем проекте «Эрмитаж 20/21» современных авторов как участников непрерывного процесса развития искусства.

Тем более что Маркус Люперц, начиная с 1964 года, времени первой персональной выставки в галерее Großgörschen 35 в тогдашнем Западном Берлине, постоянно отсылает к классике. Ровно полвека назад был показан полуфигуративный-полуабстрактный живописный Дифирамбический цикл, утверждавший приоритет дионисийского начала для германских художников послевоенного поколения. Картина Мужчина в костюме создана позже, но ее элегантный персонаж явно поклонник всего дионисийского. Утро — групповой портрет денди, которые могут позволить себе одеваться по моде почти столетней давности.

Картина Шлем II (1970) — то ли нацистская каска, то ли дамская шляпка, то ли на человеке, то ли на манекене — напоминание Люперца о том, что художники не могут игнорировать все еще болезненную для немцев тему войны и геноцида. Она станет предметом активных обсуждений только после воссоединения Германии.

В том же году Люперц получил немецкую премию Villa Romana и возможность изучать в Италии эпоху Возрождения. Именно тогда появились После Пуссена и После Коро. В последние 30 лет Люперц много занимается скульптурой, делая свои версии античных персонажей: «Лучшее, что ты можешь сделать, — это «переизобрести» что-то из прошлого».

В 2005 году он создает для Зальцбурга статую Посвящение Моцарту в виде нагой безрукой по-рубенсовски пышной дамы. Местные меломаны приняли ее за портрет композитора и устроили скандал. Даже краской облили, пародируя манеру художника раскрашивать свои скульптуры. Через два года люперцевский Меркурий (2007) становится новым символом Бонна. Важная вещь для небольшого города, утратившего статус столицы.

В 2010-м Люперц придумал для Гильзенкирхена 18-метровую статую Геркулеса. Он совсем не похож на знаменитый символ Касселя (столицы выставки Documenta), стоящий на вершине горы в парке Вильгельмсхеэ. Работая с раскрашенным металлом как с камнем, отсекая «лишние» детали, Люперц обручает древнее искусство с поп-артом. В Эрмитаже показан Геркулес, нарисованный углем и акварелью на бумаге. Наверное, от этого же брака произошел деревянный Арлекин (Играющий в мяч), неизбежно напоминающий распятие. Так же, как и бронзовый Титан высотой более 2,5 м, иронично оттененный ярко раскрашенной головой (авторское название — «Ты многого не знаешь», — возразила герцогиня).
Государственный Эрмитаж
Маркус Люперц. Живопись и скульптура

Санкт-Петербург
26 марта — 25 мая

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+