Музей архитектуры глазами директора

№57, октябрь 2017
№57
Материал из газеты

Книга Ирины Коробьиной соединяет в себе рассказ о музейной практике с теоретическими рассуждениями о том, на каких концептуальных принципах должна бы сегодня строиться эта работа

Флигель «Руина». Фото: Музей архитектуры имени Щусева
Флигель «Руина».
Фото: Музей архитектуры имени Щусева

К какому жанру отнести эту книгу? Лучше всего — ко многим сразу, еще и взаимодействующим друг с другом. Представляя свой музей как креативное пространство, автор — бывший директор Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева Ирина Коробьина превратила в такое пространство и собственную книгу: портрет музея изнутри, самой идеи музея.

Во-первых, это своего рода отчет о сделанном за шесть лет во главе учреждения (2010–2016). «Судьба воспротивилась, — иронизировала в одном интервью Коробьина, уволившаяся в прошлом году из-за несогласия с действиями Министерства  культуры, — моему превращению в „матерого директора“ федерального музея, который устало командует своими менеджерами, бегает на поклон к руководству и „решает вопросы“».

Во-вторых, это рассказ об истории музея (мы не раз убедимся в том, что он живое существо: с одной стороны, со своим духом и норовом, с другой — хрупкое, нуждающееся в защите) и о том, как институция и человек меняют друг друга.

Коробьина И. #музей #проектируябудущее. М.: Кучково поле, 2017.400 с., ил.
Коробьина И. #музей #проектируябудущее. М.: Кучково поле, 2017.400 с., ил.

В-третьих, антропология и психология музейной работы, ее динамика и драма. Что за люди заняты этой работой? «Музейные директора — особая каста», — говорит автор. И тут немедленно изгоните из своего воображения образы скучных педантов, присыпанных пылью веков. «В вашей жизни появляется нечто большее, чем собственные проекты и интересы; нечто, вам не принадлежащее, но требующее отдачи всего себя без остатка; нечто, за что вы начинаете сражаться, как на войне...»

И главное, перед нами теоретический трактат и манифест того, что такое музей сегодня и как он должен быть устроен, какие задачи у этого живого организма в целом и у его частей — от постоянной экспозиции до сувенирной лавки и сайта в интернете. Заявив в начале «музей сегодня — больше чем музей», автор затем доказывает этот исходный тезис. Хранилище памяти? Да. Исследовательская лаборатория? Конечно. Место для расширения опыта посетителей и попросту отдыха? Разумеется. Но, кроме того, ориентир, «формирующий целостную структуру архитектурного пространства России».

Издателям — отдельная читательская благодарность: книга уже самим внешним обликом вышла яркая, живая и обращенная столько же к уму читателя, сколько к его глазу и воображению.

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
3
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
4
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
5
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
6
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
7
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+