Восстановление кентерберийских витражей, одних из самых древних в мире, обойдется в £3 млн и будет завершено к 2016 году

© Robert Greshoff Photography
© Robert Greshoff Photography

Проблема реставрации витражей без их демонтажа из окон заключается в том, что они являются частью более крупного произведения — самого собора.

В Кентерберийском соборе начались работы по реставрации самых ранних (1172–1220) из сохранившихся английских витражей. Произведения, составляющие цикл Родословие Иисуса Христа, пришлось снять после того, как четыре года назад от основания одного из окон отвалился метровый каменный блок. По мнению директора мастерской по реставрации витражей собора Леони Селижера, они принадлежат к «важнейшим образцам сохранившегося до наших дней средневекового европейского искусства».

В июле 2009 года кусок известняка выпал из обрамления Большого южного окна, датируемого началом XV века. Камень пошел трещинами отчасти в результате того, что установленные в XVIII веке железные скобы расширялись и сокращались под воздействием температуры. Южный вход здания был закрыт, поскольку имелся риск обрушения окна, а витражи вынули в сентябре 2009 года.

«Проблема реставрации витражей без их демонтажа из окон заключается в том, что они являются неотъемлемой частью самого здания», — говорит Селижер. Потребовалось четыре года, чтобы решить, как восстанавливать камень и что делать со стеклом. В ходе предстоящей реставрации железные скобы заменят материалами из нержавеющей стали, которые будут закреплены в стене менее жестко. Разбор каменной кладки, начавшийся в декабре, показал, что трещины в камнях серьезнее, чем ожидалось. Реставраторы обнаружили, что проблемы возникли во время предыдущих работ. В последний раз витражи реставрировали в 1976 году, когда атмосферное воздействие привело к серьезной коррозии. Было сделано внешнее остекление, но узкого пространства между витражом и защитными стеклами оказалось недостаточно, чтобы предотвратить образование конденсата. Через вентиляционные отверстия в остеклении легко попадали дождевые капли (основная причина коррозии), в то время как вновь установленные жесткие бронзовые рамы не обеспечивали свободного пространства для расширения старинного стекла, что привело к его дальнейшей деформации. Витражи же сохранились наудивление хорошо, хотя десять из них значительно деформировались и по крайней мере три необходимо заново закрепить свинцовыми профилями.  Накопившася за 40 лет пыль будет удалена. По предварительной оценке реставрационные работы обойдутся в £3 млн и будут завершены к 2016 году. Между тем шесть витражей собора сейчас экспонируются на выставке в Клойстерс, филиале Метрополитен-музея в Нью-Йорке (до 18 мая). Еще четыре выставлены в крипте собора.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
6
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+