Восстановление кентерберийских витражей, одних из самых древних в мире, обойдется в £3 млн и будет завершено к 2016 году

© Robert Greshoff Photography
© Robert Greshoff Photography

Проблема реставрации витражей без их демонтажа из окон заключается в том, что они являются частью более крупного произведения — самого собора.

В Кентерберийском соборе начались работы по реставрации самых ранних (1172–1220) из сохранившихся английских витражей. Произведения, составляющие цикл Родословие Иисуса Христа, пришлось снять после того, как четыре года назад от основания одного из окон отвалился метровый каменный блок. По мнению директора мастерской по реставрации витражей собора Леони Селижера, они принадлежат к «важнейшим образцам сохранившегося до наших дней средневекового европейского искусства».

В июле 2009 года кусок известняка выпал из обрамления Большого южного окна, датируемого началом XV века. Камень пошел трещинами отчасти в результате того, что установленные в XVIII веке железные скобы расширялись и сокращались под воздействием температуры. Южный вход здания был закрыт, поскольку имелся риск обрушения окна, а витражи вынули в сентябре 2009 года.

«Проблема реставрации витражей без их демонтажа из окон заключается в том, что они являются неотъемлемой частью самого здания», — говорит Селижер. Потребовалось четыре года, чтобы решить, как восстанавливать камень и что делать со стеклом. В ходе предстоящей реставрации железные скобы заменят материалами из нержавеющей стали, которые будут закреплены в стене менее жестко. Разбор каменной кладки, начавшийся в декабре, показал, что трещины в камнях серьезнее, чем ожидалось. Реставраторы обнаружили, что проблемы возникли во время предыдущих работ. В последний раз витражи реставрировали в 1976 году, когда атмосферное воздействие привело к серьезной коррозии. Было сделано внешнее остекление, но узкого пространства между витражом и защитными стеклами оказалось недостаточно, чтобы предотвратить образование конденсата. Через вентиляционные отверстия в остеклении легко попадали дождевые капли (основная причина коррозии), в то время как вновь установленные жесткие бронзовые рамы не обеспечивали свободного пространства для расширения старинного стекла, что привело к его дальнейшей деформации. Витражи же сохранились наудивление хорошо, хотя десять из них значительно деформировались и по крайней мере три необходимо заново закрепить свинцовыми профилями.  Накопившася за 40 лет пыль будет удалена. По предварительной оценке реставрационные работы обойдутся в £3 млн и будут завершены к 2016 году. Между тем шесть витражей собора сейчас экспонируются на выставке в Клойстерс, филиале Метрополитен-музея в Нью-Йорке (до 18 мая). Еще четыре выставлены в крипте собора.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+