18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Российский антикварный салон: последний раз на старом месте

Следующая, 44-я по счету ярмарка антиквариата пройдет в начале февраля 2018 года в Центральном Манеже

Последние несколько месяцев российское арт-сообщество серьезно беспокоили новости о судьбе Центрального дома художника и мероприятий, которые там проходят уже не первое десятилетие. Однако 43-й Российский антикварный салон открылся по графику и на старом насиженном месте — начав с традиционного пятничного превью под звуки духового оркестра, марширующего по проходам между стендами галерей. Сохранение ритуалов, географии и заведенного порядка работы Салона в определенном смысле выглядит успокаивающе: на первом этаже торгуют журналами и профильной литературой (тут же обосновались образовательные и экспертные организации), самые серьезные галереи с топовыми вещами занимают VIP- зону второго этажа, а на антресолях и третьем этаже расположились участники с широким (иногда уходящим в винтаж) ассортиментом и более демократичными ценами. Из легких нововведений — два специально выделенных в планировке Салона тематических раздела, сформированных из произведений галерей-участников: один посвящен графике, второй — искусству ХХ века (охватывает все советское искусство от соцреализма до
нонконформистов).

На своем месте ставший привычным и ожидаемым специальный проект Салона: на этот раз выставка «Русская икона Серебряного века» из собраний Музея Андрея Рублева, Музея русской иконы Михаила Абрамова и частных коллекций. Экспозиция позволяет оценить, как художественные искания начала ХХ века преломлялись в работах иконописцев-новаторов Николая Емельянова, Алексея Вашурова и Якова Богатенко, и, конечно, увидеть произведения декоративно-прикладного искусства — драгоценные киоты, оклады икон (во многом именно из-за прекрасного исполнения которых иконы того времени стали так популярны у широкой публики в качестве статусных подарков). Тут особое внимание уделено работам С.И. Вашкова — главного художника московского товарищества «П.И.Оловянишникова сыновья».

Этой осенью Салон по количеству участников (после некоторого весеннего спада) вернулся к показателям прошлого года — в итоге представлено более 270 галерей. Мебель и декоративно-прикладное искусство классицизма можно найти в «Антикварном салоне А. Лелянова» (Санкт-Петербург), где в центре внимания редкий туалетный стол красного дерева работы Г. Гамбса, оцененный в $120 тыс. У галереи «Русская усадьба», также работающей с мебелью этой эпохи, тоже есть свой туалетный столик — и с прекрасным провенансом, принадлежавший в свое время родственнице И. Тургенева и семье Кропивницких (1,5 млн руб.). В галерее «Два века» солидная коллекция бисерных сумочек XIX века (около 40 штук) продается за $70 тыс.

В галерее «Элизиум» привлекают особое внимание две работы Василия Поленова — «Река Оять» ($120 тыс.) и полотно, входящее в цикл «Из жизни Христа» (в шестой его раздел под названием «Последние дни»); акварель Александра Бенуа «Людовик XIV. Кормление рыб» оценена в $45 тыс. Галерея «Веллум», переселившаяся на более заметное место центральной зоны, представляет хорошую подборку искусства ХХ века (от «Кикиморы. Эскиз декорации “Русские сказки”» Михаила Ларионова до бронзовой «Космической Одиссеи» Эрнста Неизвестного) с чудесной работой Владимира Лебедева «Девушка с букетом» 1933 г.

В «Арбатской находке» — две работы Зинаиды Серебряковой: «Дама в голубом» ($80 тыс.) и «Дети у стола» ($60 тыс.). Продолжая двигаться по авторам Серебряного века, можно обнаружить и Константина Сомова: в галерее «Русские сезоны» портрет Евгении Соломоновны Мациевой оценен в $20 тыс., — там же большая сомовская «Галантная сцена», вариант эскиза иллюстрации для легендарной «Книги маркизы», и интересная коллекция портретной миниатюры (мужской портрет работы Питера Эдварда Строли оценен в $15 тыс., а миниатюра с женским профилем работы Августина
Христиана Ритта — в $ 12 тыс.).

Мебель модерна стоит посмотреть в «Алексеевском подворье». Гарнитур со зверино-растительными мотивами (три стула и кресло) стоит $15 тыс., скамья, выполненная по эскизу Елены Поленовой, — $5 тыс., а небольшие, очень стильные абрамцевские аптечки — вполне гуманно, по 25 тыс. руб.

На стенде цюрихского аукционного дома Koller можно обнаружить коллекцию работ старых мастеров, где триптих «Поклонение волхвов» авторства монограммиста HKH (Антверпен, 1520) оценен в $850 тыс., натюрморт «Аллегория брака» Клары Питерс (Clara Peeters) (Антверпен, 1659) стоит $450 тыс., «Натюрморт с цветами, ящерицами и лягушками Абрахама Миньона (Abraham Mignon, 1670) — $1,6 млн, а «Интерьер церкви» Бартоломеуса ван Бассена (1623) — $150 тыс. По соседству с ними — феерическая работа Сальвадора Дали 1974 года (по некоторым сведениям, якобы проданная еще до открытия Салона за $5 млн), созданная путем «трансформации», а проще говоря, «дорисовывания» картины Маттиаса Герунга (Matthias Gerung) XVI века, на которой средневековая красавица смотрится в зеркало, показывающее ей более чем странное отражение. 

Любители жанровой живописи (и умиротворяющих сюжетов) оценят картину француза Огюста Тульмуша «Девушка с попугаем», которая продается за $20 тыс. по соседству с работой Шильдера «Перед грозой» ($320 тыс.) и «Мельницами» Поленова ($250 тыс.). На парных картинах другого французского автора, Фарамона Бланшара, «Сцены из Кавказской войны» ($35 тыс. за пару) в галерее «Наше наследие» разворачиваются гораздо более драматические события. И уж совсем суровый сюжет можно найти в антикварном салоне «На Ордынке», где продается фаянсовое панно «Освобождение узников Шлиссельбурга» (1934 г.)

На своих местах галереи «Евразия», «Восточная коллекция» и «Искусство Востока» с искусством Японии и Китая, у галереи «Кардашиди-арт» — коллекция иконописи с XVI до начала XX в. (школа Центральной России, а также московская, новгородская и псковская), художественное стекло эпохи ар-деко работы Мариуса Сабино — в галерее «АА-АмпирАнтик».

В общем, после посещения стабильно работающего антикварного Салона (атмосферу спокойствия нарушила разве что пожарная тревога, прозвучавшая на ярмарке в воскресенье, но оказавшаяся, к счастью, ложной) остается главный вопрос: как старейшая российская антикварная ярмарка с уже сформировавшимися традициями и составом участников переживет заявленное переселение на новое место? То, что 44-й Российский антикварный салон пройдет в начале февраля 2018 года в Центральном Манеже, по сути является главной на текущий момент интригой нашего антикварного рынка. Перемещение (неважно, временное или постоянное) на престижную, но сложную выставочную площадку может как открыть для ярмарки новые перспективы, так и подорвать ее силы. Будем все-таки надеяться на первое.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+