18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Зачем российским корпорациям собирать искусство

№57
Материал из газеты

Коллекцию Челябинского трубопрокатного завода можно увидеть в Мультимедиа Арт Музее, а работы из собрания Газпромбанка представлены в основном проекте Московской биеннале современного искусства. Рассказываем о корпоративном собирательстве в России

Корпоративные художественные коллекции в классическом понимании этого слова (с определенной концепцией, с кураторским надзором) стали возникать в России примерно четверть века назад, в начале 1990-х. Бизнес-структуры новой России работали в условиях, когда наличие корпоративной коллекции могло произвести благоприятное впечатление на партнеров, в первую очередь зарубежных, позволяло инвестировать деньги в альтернативный вид активов, а кроме того, просто радовало владельцев корпораций, многие из которых были искренне увлечены собирательством. Простое перечисление наиболее известных корпоративных коллекций, ставших известными в 1990-е годы, уже впечатляет: Инкомбанк с русским и западноевропейским искусством (и легендарной продажей «Черного квадрата» Казимира Малевича, который теперь входит в собрание Эрмитажа), компания «Ринако» с собранием живописи XIX века, Тверьуниверсалбанк с коллекцией портретов, Столичный банк сбережений, собиравший практически все, что попадалось ценного: от античного стекла до нидерландской и русской графики XVIII–XX веков.

Этот период увлечения корпоративными коллекциями был ярким, но недолгим. Банкротились сами компании, распродавались или просто исчезали из поля зрения собрания, да и содержание непрофильных активов не всем было нужно, а в 2000-е годы на первый план вышли частные коллекционеры — физические лица. Но история корпоративных собраний на этом не закончилась — тем интереснее узнать, что стало с коллекциями 1990-х, как и зачем они продолжают пополняться.

«Лужники»

Музей спорта, который сейчас называется «Музей „Лужников“», был создан в 1957 году сразу после Всемирного фестиваля молодежи и студентов и располагался на первом этаже по центру Большой спортивной арены, прямо за спиной у легендарного памятника Ленину работы скульптора Матвея Манизера и архитектора Игоря Рожина. (Кстати, памятник тоже входит в зону ответственности музея, как и вся прилегающая к БСА территория с монументами, фонтанами и аллеей Славы.) До 2013 года, когда Большую спортивную арену начали реконструировать в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года, там находилась экспозиция, которая включала в себя не только и не столько вещи, связанные с историей стадиона. По сути дела, это был главный музей отечественного спорта. Его фонды пополнялись предметами, передаваемыми из спортивных федераций, от команд, выступавших на соревнованиях в стране и за ее пределами. Сейчас коллекция Музея «Лужников», как и весь спортивный комплекс с прилегающими территориями, принадлежит ОАО «Лужники».

В коллекции Музея «Лужников» — более 5,5 тыс. предметов, среди которых произведения декоративно-прикладного искусства, в свое время становившиеся наградами и призами участникам спортивных состязаний, а также скульптуры, значки, медали и жетоны: от дореволюционных наград — именных серебряных портсигаров фирмы Фаберже и кубков работы братьев Грачевых — до советского агитационного фарфора, от хрустальных и гжельских ваз до «античной» колесницы, которая выезжала на арену «Лужников» во время церемонии открытия Олимпиады-80. Помимо рассказа об истории спортивной борьбы и побед, музей дает прекрасную возможность увидеть изменение моды на спортивные призы, тенденции, которые были актуальны для дизайна в этой сфере. Кроме того, у музея есть серьезная коллекция плакатов и афиш, агитирующих за здоровый образ жизни и посвященных соревнованиям.

Сейчас экспонаты находятся в открытом хранении в здании генеральной дирекции и в помещениях отдельных сооружений спорткомплекса. В планах — создать специальную выставочную зону на Большой спортивной арене (в рамках реализации экскурсионно-туристического маршрута по «Лужникам»), а также организовывать специальные выставочные проекты.

По словам заместителя директора по коммуникациям ОАО «Олимпийский комплекс „Лужники“» Юлии Журкиной, очень важно сберечь наследие старейшего спорткомплекса страны, а также сохранить исторический архитектурный облик «Лужников», фонари работы Михаила Минкуса на аллее Славы. (Архитектор Михаил Минкус спроектировал эти парадные фонари для площадей и улиц Москвы в 1947 году, к празднованию 800-летия столицы. На территории спорткомплекса такие фонари установили в 1956 году. Сейчас аллея Славы в «Лужниках» — единственное в Москве место, где они остались в оригинальном виде.) «Коллекция — это то, что участвует в формировании атмосферы спорткомплекса, делает его не бездушным спортивным объектом, а местом с богатейшей историей, повышает его статус и добавляет эмоциональной ценности», — отметила Журкина.

ЮниКредит Банк

Собрание ЮниКредит Банка стало формироваться около 1993 года в связи с, казалось бы, совершенно прозаическим поводом: у банка появилось новое здание на Пречистенской набережной и архитекторы посоветовали тогдашнему руководству украсить стены офиса произведениями искусства. Для выбора художественного направления будущей коллекции проводились консультации с несколькими искусствоведами — в итоге была принята концепция, предложенная Александром Балашовым, который по сей день остается куратором собрания.

Выбор темы и периода коллекции — советского искусства 1920–1930-х годов — обусловлен рядом мотивов. ЮниКредит Банк видит свою задачу в возвращении искусства, которое на протяжении всего ХХ столетия оставалось своего рода terra incognita, в поле зрения наших современников.

Сегодня художественное собрание банка — это более 100 работ, среди которых произведения Ростислава Барто, Александра Древина, Леонида Зусмана, Бориса Смирнова-Русецкого, Антонины Софроновой, Роберта Фалька, Даниила Черкеса, Леонида Чупятова, а также редкий «Натюрморт с охотничьей сумкой и ружьем» Надежды Удальцовой, вариант которого хранится в Государственной Третьяковской галерее. В коллекции представлены как вещи 1920–1930-х годов, так и произведения участников художественного процесса того периода, созданные в более позднее время.

[[img4]]

Благодаря сотрудничеству с потомками некоторых художников, банку удалось создать в составе коллекции группы картин Александры Кольцовой-Бычковой, Федора Семенова-Амурского, Бориса Чернышева и Арсения Шульца. Кроме того, в собрании находится одна из главных работ Меера Айзенштадта — скульптура «Посвящение Кранаху» (гипсовый оригинал хранится в депозитарии, а бронзовая копия выставлена в головном офисе).

«Художественное собрание — это уже неотъемлемая часть банка, ему практически столько же лет, сколько нашему банку. Создание коллекции никогда не было бизнес-проектом, это, скорее, форма социальной ответственности. Мы рады, что, помимо оказания финансовых услуг, можем открывать нашим клиентам и партнерам имена авторов того периода, знакомить их с неизвестными работами, рассказывать о них — это ведь часть истории культуры, искусства нашей страны», — говорит Лаура Андронова, начальник управления корпоративного имиджа и коммуникаций ЮниКредит Банка.

Сегодня картины не только украшают стены главного офиса, как было задумано в начале 1990-х, и экспонируются в дополнительных. ЮниКредит Банк неоднократно демонстрировал свою коллекцию на выставках в России.

Челябинский трубопрокатный завод

В залах московского Мультимедиа Арт Музея на выставке «Индустриальный мир. Коллекция Челябинского трубопрокатного завода» до 22 октября можно увидеть работы из собрания, не просто напрямую связанного с металлургией, но и в деталях — художественными средствами — представляющего ее производственную специфику. Инициатором создания такой коллекции стал акционер Группы ЧТПЗ Андрей Комаров, он же определяет политику пополнения собрания.

«Коллекция начала складываться и обретать свое лицо еще в 1990-е годы, — рассказывает Комаров. — В то время, разглядывая рисунки художника Александра Лабаса, я приметил легко узнаваемые специалистами сюжеты из „металлургической жизни“. Тогда и возникла идея составить своеобразную живописную летопись советского сталелитейного дела, которая в результате вылилась в коллекцию работ признанных мастеров XX века».

Сегодня коллекция насчитывает свыше 450 живописных полотен и графических работ художников 1920–1980-х годов. При составлении собрания особое внимание уделялось сюжетам, где тема металлургии отражена наиболее полно и разносторонне: горячий цех, тонкости производственного процесса, портретные зарисовки металлургов. Среди художников, представленных в коллекции, известные широкой публике имена: Николай Дормидонтов, Екатерина Зернова, Петр Котов, Александр Лабас, Аристарх Лентулов, Павел Соколов-Скаля, Моисей Фейгин и многие другие.

Коллекция постоянно размещается в офисах группы ЧТПЗ в Челябинске и Москве, а выставка в МАММ стала первым опытом показа собрания широкой публике (до этого были лишь небольшие экспозиции в компании «РОСНАНО» и других).

Газпромбанк

«Современное искусство и бизнес, как ни странно, во многом схожи, — говорит Марина Ситнина, корпоративный директор коллекции Газпромбанка, — ведь в основе их развития лежат креативные и инновационные идеи. Собирая современное нам искусство и художников, мы надеемся не только способствовать развитию инновационных моделей мышления, необходимых для новых технологических решений, научного прогресса и модернизации, но и отразить определенный срез времени, дать тем, кто придет нам на смену, возможность лучше понять наше „сегодня“».

Срез времени, который представляет банковская коллекция, — с начала 1990-х годов по сегодняшний день, и это первое в стране корпоративное собрание, посвященное искусству «новой России». Именно такую концепцию одобрило правление банка, принимая решение о создании корпоративной художественной коллекции, которая начала формироваться с 2012 года.

На сегодняшний день в собрании Газпромбанка, курирует которое Тереза Мавика, более 800 единиц хранения и свыше 70 имен. Оно включает в себя работы как признанных мастеров вроде Юрия Альберта, Дмитрия Гутова, Андрея Монастырского, Анатолия Осмоловского, так и молодых художников, среди которых Арсений Жиляев, Дарья Иринчеева, Таус Махачева, Александра Пирогова, Сергей Сапожников. Банк пополняет собрание произведениями всех жанров и техник: от живописи до мультимедийных проектов и инсталляций. Если есть возможность, то приобретаются не отдельные работы, а цельные проекты, и, кроме того, Газпромбанк инициирует создание художниками новых произведений — специально для коллекции.

Объем и состав коллекции предъявляют требования к формату хранения, поэтому в 2016 году Газпромбанк открыл специальное фондохранилище, соответствующее самым высоким международным музейным стандартам безопасного хранения произведений искусства, оно оборудовано современной климатической установкой, системами безопасности, пожаротушения и развески. Для учета и управления коллекцией банк использует цифровой программный комплекс Collector Systems.

Публично выставлять все собрание, включая масштабные инсталляции, пока не представляется возможным, поэтому избранные работы демонстрируются в клиентских и офисных зонах Газпромбанка, а основная часть коллекции находится в фондохранилище.

Зато банк не ограничивает свою выставочную активность на внешних площадках в России и за рубежом. Произведения из его собрания уже участвовали в более чем 50 музейных и других выставочных проектах, российских и международных арт-форумах. В планах на 2018 год — проведение международных выставок, посвященных искусству современной России, где будут представлены работы только из корпоративной коллекции Газпромбанка.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+