18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Опубликованы дневники Владимира Овчинникова

№57
Материал из газеты

В огромной книге-альбоме по сути два дневника — образный и словесный, который художник вел на протяжении 45 лет своей жизни

Почти чистая хроника. Работа. Чтение. Погода. Имена, за которыми — неведомые постороннему читателю судьбы (впрочем, все хорошо прокомментировано, а контекст существования автора и его работы объясняет вводная статья Павла Герасименко). Живописец и скульптор Владимир Овчинников (1941–2015), один из самых значительных ленинградских художников-нонконформистов, писал будто нарочно так, чтобы сказать как можно меньше, чаще о внешнем, чем о внутреннем.

«1 мая. Холодный сырой день. Немного писал „Зоо­парк“.

7 мая. Сегодня вечером впервые в этом году услышал в Солнечном кукушку. Весь вечер птицы поют просто оглушительно. Читаю „Доминика“».

Рефлексии будто бы минимум. На самом деле она, туго свернутая, часто понятна лишь самому писавшему. Здесь сжаты громадные пласты жизни, их объемы чувствуются по напряжению коротких строчек, да еще по выходящим на поверхность обмолвкам.

«8 мая. Писал „Зоопарк“. Ясный холодный вечер. Птицы почти не поют. Видимо, я весь принадлежу ушедшей культуре, и образы мои в живописи являются лишь для того, чтобы внутренне, через живопись, я мог освобождаться от окружающего кошмара».

В огромной книге-альбоме, по сути, два параллельных дневника: словесный — для себя и образный — картины, графика, скульптуры — вроде бы для других. Кроме того, здесь впервые опубликовано более двух с половиной сотен его графических работ и почти три десятка архивных фотографий, а помимо дневника — воспоминания автора о своей жизни и о друге-художнике Евгении Рухине.

И самое сильное — участки, где словесное и образное пересекаются, слово ловит цвет и линию, почти становится ими. Даже говоря словами, Овчинников мыслит красками: «Ощущение от Нью-Йорка: красно-коричневое, черное и немного белое». Словесные заготовки картин, продолжающие друг друга почерк и рисунок… Графическое и рукописное растут друг из друга, еще не распутали общих корней. Точно так же, как — неразличимые в дневнике — внешняя и внутренняя жизнь.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+