18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Опубликованы дневники Владимира Овчинникова

№57
Материал из газеты

В огромной книге-альбоме по сути два дневника — образный и словесный, который художник вел на протяжении 45 лет своей жизни

Почти чистая хроника. Работа. Чтение. Погода. Имена, за которыми — неведомые постороннему читателю судьбы (впрочем, все хорошо прокомментировано, а контекст существования автора и его работы объясняет вводная статья Павла Герасименко). Живописец и скульптор Владимир Овчинников (1941–2015), один из самых значительных ленинградских художников-нонконформистов, писал будто нарочно так, чтобы сказать как можно меньше, чаще о внешнем, чем о внутреннем.

«1 мая. Холодный сырой день. Немного писал „Зоо­парк“.

7 мая. Сегодня вечером впервые в этом году услышал в Солнечном кукушку. Весь вечер птицы поют просто оглушительно. Читаю „Доминика“».

Рефлексии будто бы минимум. На самом деле она, туго свернутая, часто понятна лишь самому писавшему. Здесь сжаты громадные пласты жизни, их объемы чувствуются по напряжению коротких строчек, да еще по выходящим на поверхность обмолвкам.

«8 мая. Писал „Зоопарк“. Ясный холодный вечер. Птицы почти не поют. Видимо, я весь принадлежу ушедшей культуре, и образы мои в живописи являются лишь для того, чтобы внутренне, через живопись, я мог освобождаться от окружающего кошмара».

В огромной книге-альбоме, по сути, два параллельных дневника: словесный — для себя и образный — картины, графика, скульптуры — вроде бы для других. Кроме того, здесь впервые опубликовано более двух с половиной сотен его графических работ и почти три десятка архивных фотографий, а помимо дневника — воспоминания автора о своей жизни и о друге-художнике Евгении Рухине.

И самое сильное — участки, где словесное и образное пересекаются, слово ловит цвет и линию, почти становится ими. Даже говоря словами, Овчинников мыслит красками: «Ощущение от Нью-Йорка: красно-коричневое, черное и немного белое». Словесные заготовки картин, продолжающие друг друга почерк и рисунок… Графическое и рукописное растут друг из друга, еще не распутали общих корней. Точно так же, как — неразличимые в дневнике — внешняя и внутренняя жизнь.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+