18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выход в регионы — наш долг

№57
Материал из газеты

Директор Третьяковской галереи рассказывает о том, зачем столичный музей везет свои шедевры в провинцию

Когда в начале 2015 года я пришла на должность, я стала получать одно за другим отказные письма от директоров региональных музеев, в которых были запланированы выставки из нашего собрания. Причина была одной и той же — отсутствие финансирования. Тогда мы поняли, что если сами не возьмемся за решение этой проблемы, то жители регионов, которым сегодня безумно сложно и дорого выбраться в Москву или Санкт-Петербург, окажутся отрезанными от того, что хранится в центральных музеях, от того лучшего, что создано в русском искусстве.

Прежде всего нужно было найти финансирование. Это оказалось возможным благодаря, например, работе с нашими парт­нерами, у которых есть градообразующие предприятия в регионах. В других случаях стали помогать местные власти — как происходит сейчас с нашей выставкой в Челябинске или с выставкой, прошедшей в 2016 году во Владивостоке. Но все же большинство региональных проектов теперь осуществляется на спонсорские деньги.

Есть такая подсознательная мысль: как можно снять шедевры из постоянной экспозиции Третьяковской галереи и послать их на выставку в провинцию? Рука не поднимается! Первым прорывом для нас стала выставка 2016 года в Нижнем Новгороде, на которой мы представили 26 произведений искусства из постоянной экспозиции, причем из числа исключительно редко выдаваемых. Музею к приезду выставки удалось отремонтировать свои залы, установить там профессиональный свет.
Нет смысла прокатывать по регионам так называемые передвижные выставки, что, конечно, было бы для нас легче.

Специальные проекты, придуманные с учетом того художественного собрания, куда мы их везем, интересов, востребованных в конкретном регионе, будут проходить гораздо успешнее. Тем более что и люди будут понимать, что этот проект сделан Третьяковской галереей специально для них: для этого музея, для зрителей в этом городе. Такие выводы дали возможность серьезно приступить к проекту «Гений века» в Казани (апрель — сентябрь 2017 года). Президент Татарстана господин Минниханов после нашей встречи поверил в то, что серьезное финансовое обеспечение даст возможность реализовать исключительный проект, который позволит изменить отношение публики к художественным выставкам в Казани. На «Гении века» из 70 картин 22 были из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, и стало очевидным, что по качеству они не уступают нашим. Так выставка помогла публике по-новому взглянуть и на собрание собственного музея. Думаю, то, что он сейчас получил финансирование на ремонт своих экспозиционных пространств, произошло в том числе благодаря этой выставке, благодаря осознанию того, что там хранятся уникальные сокровища, которые надо показывать должным образом.

Сейчас совместно с Татарстаном мы работаем над выставочной программой, рассчитанной на три года. Следующей будет выставка Булата Галеева — проект совсем иного рода, чем «Гений века», но столь же сложный и комплексный. Затем в 2018 году мы откроем выставку передвижников, где попробуем по-новому представить этот феномен.

Этот высокий стандарт мы стараемся выдерживать и на нашей следующей региональной выставке «Окна в Россию», организованной совместно с Институтом русского реалистического искусства, которую мы откроем в ноябре во Владивостоке. Сейчас мы также работаем над созданием представительства Третьяковской галереи во Владивостоке, на следующем этапе мы откроем там филиал нашего музея.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+