18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русская деревня пришла в бывший Музей Ленина

Основная выставка Красноярской музейной биеннале «Мир и Мiръ» показывает, как банк семян и половик могут вдохновить художников из разных стран на проекты о русской деревне

Красноярская музейная биеннале — одна из старейших в России. Появилась она в 1995 году для обмена опытом исключительно между профессиональными музейщиками, но теперь занимается только художественными проектами. Основная выставка «Мир и Мiръ» по уже давней традиции разместилась в музейном центре «Площадь Мира» — последнем из построенных в СССР музее Ленина, который сейчас специализируется на современном искусстве. В этом году над основным проектом работала большая команда кураторов под руководством атташе по культуре посольства Австрии в России и директора Австрийского культурного форума Симона Мраза, который предложил в главной выставке биеннале исследовать русскую деревню.

Несмотря на то что экспозиция «Мир и Мiръ» приурочена к юбилею революции, с событиями 100-летней давности, за исключением места проведения, ее мало что связывает: ретроспективных произведений в основном проекте биеннале немного. Это, например, совместная работа Сергея Кищенко и группы Resanita «Журнал наблюдений» — многоэтапное исследование, посвященное драматической судьбе ботаника Николая Вавилова и знаменитому банку семян, который он создал. В основном же работы, говорящие о прошлом, делают это скорее в ностальгическом, чем в историческом ключе, как Леонид Тишков в «Ветхих флагах моей светлой родины», где вновь обращается к теме личной памяти. Домотканый половик-дорожку, который мама художника сделала из старой одежды, он превращает в знамя, а знакомый всем круглый коврик из ветоши воспроизводит в неоновых трубках. Семейную историю с историей глобальной связывает Александра Аникина в своем «Информационном поле» — видеоинсталляции, в которой построенный прадедушкой художницы дом становится отправной точкой в исследовании отражения исторических событий в медиа и коллективной памяти.

Есть на выставке и практически документальные проекты о современной деревне, причем, несмотря на заявленную тему, не только российской. Художница Элизабет Шимана совместно с Маркусом Зайдлем в 2000 году провела эксперимент в австрийской деревне, предоставив ее жителям возможность целую неделю ничего не делать, результатом стали фотоснимки и видео с небольшими интервью о непривычном опыте. Отечественная деревенская молодежь в серии фотографий Арнольда Вебера ищет просветления в сельпо или на сеновале, а герои Елены Чернышовой, которая снимала деревню староверов, просветление уже, кажется, нашли.

Ряд проектов появился специально для биеннале в результате настоящих художественных экспедиций. Дуэт австрийских художников Hanakam&Schuller посетил якутскую деревню, чтобы снять очень эстетичное видео, сочетающее реальность в лице известной местной музыкальной исполнительницы и вымышленные элементы — привнесенные художниками объекты. Не менее красивый лирический проект представил Илья Долгов, посетивший заброшенную деревню в поисках растений, продолжающих жить в месте, которое люди давно покинули. В общее настроение выставки отлично вписалась меланхоличная совместная работа Бориса Матросова и Александры Паперно «Гороховое поле». Длинный забор с вырезанной надписью «скупой русский пейзаж», сквозь который проглядывают полотна с расплывчатыми пятнами и узнаваемым узором для ткани «в горох», — один из самых запоминающихся и универсальных образов деревни прошлого и настоящего.

Музейный центр «Площадь Мира»
12-я Красноярская музейная биеннале
До 28 февраля 2018 

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+