Антиквариат, ретро и винтаж в одном пространстве

43-й Российский антикварный салон пройдет в Центральном доме художника с 14 по 22 октября. Тема специального проекта на этот раз — «Серебряный век в русской иконописи»

Абрахам Миньон. «Цветочный натюрморт с ящерицами, лягушками, бабочками и птицами в гроте». 1640–1679. Фото: Koller
Абрахам Миньон. «Цветочный натюрморт с ящерицами, лягушками, бабочками и птицами в гроте». 1640–1679.
Фото: Koller

Несмотря на неопределенность ситуации вокруг ЦДХ (здание является частью имущества Международной конфедерации союзов художников, которая находится в стадии ликвидации) и трудности, возникавшие у участников антикварной ярмарки в прошлом году, Российский антикварный салон этой осенью пройдет в обычном режиме и по расписанию. Правда, количество галерей-участниц несколько сократилось: их будет около 180 против привычных 250 и более, — зато география по-прежнему весьма обширна: помимо москвичей и петербуржцев, в ярмарке примут участие галеристы из Иркутска, Краснодара, Перми, Саратова, Челябинска, Ярославля, а также из-за рубежа. Как всегда, разнообразным будет и ассортимент ярмарки. Живопись старых мастеров можно будет найти по соседству с восточной бронзой, фарфор (русский дореволюционный, западноевропейский и советский) — неподалеку от памятников иконописи, а всевозможные предметы мебели окажутся рядом с экспозицией русской живописи и графики музейного уровня. Не обойдется и без ювелирных изделий, традиционно пользующихся популярностью у посетителей (и покупателей) ярмарки. На этот раз наряду с антиквариатом на Антикварном салоне будут представлены винтажные изделия и ретропредметы — по крайней мере в списке участников сразу пять галерей со словом «винтаж» в названии («Винтаж бижу», «Винтажная изюминка», «Винтажные и антикварные сумочки», «Винтажные раритеты», «Окно в винтаж») и один участник под названием «Ретро мотив». Чтобы не запутаться, стоит на всякий случай вспомнить определение этих терминов: антиквариат — это старинные и редкие художественные произведения старше 50 лет; винтаж — это прежде всего одежда, но в широком смысле любые предметы обихода ХХ века, которые были знаковыми (и невероятно модными) в свое время; а вот ретро — любой вышедший из употребления предмет старше десяти лет.

Трансформация картины XVI в. Матиаса Герунга. 1974. Подпись и дата на рукаве справа: «Salvador Dali 1974». Фото: Koller
Трансформация картины XVI в. Матиаса Герунга. 1974. Подпись и дата на рукаве справа: «Salvador Dali 1974».
Фото: Koller

Увеличение числа галерей, ориентированных не столько на коллекционеров, сколько на любителей старины, и некоторый отток постоянных участников салонов прошлых лет связаны и с положением дел на российском арт-рынке, и с проблемами самого Российского антикварного салона. В прошлом году галеристы жаловались на отсутствие покупателей и низкую посещаемость в целом, а организаторы ярмарки связывали это с тем, что припарковаться у ЦДХ после реконструкции Крымской набережной и благоустройства всей прилегающей территории стало практически невозможно. Кстати, на этот раз бессменный организатор Антикварного салона компания «Экспо-парк» заключила договор о партнерстве с «МСК Такси», так что с 13 по 22 октября для поездок в ЦДХ и оттуда будут действовать специальные тарифы по промокоду «Антикварный салон». На сайте салона также призывают приезжать на ярмарку на машинах с личным водителем, такси или пользоваться общественным транспортом.

Владимир Лебедев. «Девушка с букетом». 1933. Фото: Галерея «Веллум»
Владимир Лебедев. «Девушка с букетом». 1933.
Фото: Галерея «Веллум»

Из старожилов Российского антикварного салона в этот раз принимают участие галереи «Веллум», «Евразия», «Петербургский антиквар», «Русская усадьба», «Элизиум» (кстати, все они были удостоены дипломов за высокий уровень экспонатов в прошлом году), а также «Акант», «Бельведер», «Восточная галерея», «Коносьер», «Русские сезоны» и другие. Многие участники подготовили тематические экспозиции: галерея «Наше наследие» представит работы художников Парижской школы Александра Альтмана, Константина Вещилова, Георгия Лапшина и Георгия Пожедаева; «АА-АмпирАнтик» покажет коллекцию художественного стекла ар-деко; фарфор и бронзу из Японии и Китая можно будет найти на стенде галереи «Евразия»; а самобытному стилю русского модерна посвящена экспозиция на стенде арт-центра «Алексеевское подворье». Михаил Суслов и его «Петербургский антиквар» привезут в Москву не только первоклассную живопись, но и уникальный мебельный гарнитур первой половины XIX века из коллекции сестры Наполеона и супруги великого герцога Тосканы Феликса Паскаля Бачокки Анны Марии Бонапарте, более известной как Элиза. Любовь Агафонова (галерея «Веллум») покажет несколько ранних работ Анатолия Зверева, а также произведения Александра Осмеркина и Владимира Лебедева. Из зарубежных участников стоит отметить швейцарский аукционный дом Koller, который привезет составленную специально для российских коллекционеров подборку европейских картин XV–XX веков, предназначенных для частных продаж. В частности, обещают большого живописного Сальвадора Дали — его трансформацию картины художника XVI века Матиаса Герунга, выполненную в 1974 году. Будут на Антикварном салоне и обязательные кунштюки. Например, самая маленькая картина русского художника Юлия Клевера-старшего размером всего 4х8 см в галерее «Бюро искусств». Наверняка заметить ее на стенде среди полотен Ивана Шишкина, Исаака Левитана и других отечественных классиков XIX–XX веков будет непросто.

Полка из гарнитура, созданного в абрамцевских мастерских по эскизам Елены Поленовой. 1890-е. Фото: Арт-центр «Алексеевское подворье»
Полка из гарнитура, созданного в абрамцевских мастерских по эскизам Елены Поленовой. 1890-е.
Фото: Арт-центр «Алексеевское подворье»

Что касается традиционной некоммерческой части, то на этот раз организаторы предлагают посмотреть специальную экспозицию, посвященную русской иконе Серебряного века. Выставка подготовлена Наталией Комашко, ученым секретарем Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и автором каталога икон выставки «Художественные сокровища России». В начале ХХ века наряду с литературой, философской мыслью и живописью необычайный расцвет переживало и искусство иконописи. Религиозные образы того времени несут заметный отпечаток стиля модерн, ярко заявившего о себе в церковной живописи Виктора Васнецова и Михаила Нестерова еще в 1880-е годы. Однако иконописцы нового направления в целом стремились избегать живописных приемов, свойственных этим художникам, предпочитая традиционные темперную технику и условный художественный язык. В рамках специального проекта 43-го Антикварного салона будут представлены наиболее интересные произведения русской иконописи Серебряного века из частных собраний. Особого внимания среди них заслуживают подписные работы ведущих иконописцев-новаторов начала прошлого столетия Николая Емельянова и Алексея Вашурова. Также будут экспонироваться работы других интересных, находившихся в постоянном поиске новых форм мастеров, таких как Яков Богатенко. В декоративном искусстве начала XX века этапным было творчество Сергея Вашкова — главного художника московского товарищества «П.И.Оловянишникова сыновья», специализировавшегося на производстве киотов и окладов для икон.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
Художник был привлечен к административной ответственности за уличные интервенции. По его словам, проектом «Опрозрачивание» он занимается более десяти лет, но прежде подобных ситуаций не возникало
07.12.2021
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+