18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Антиквариат, ретро и винтаж в одном пространстве

43-й Российский антикварный салон пройдет в Центральном доме художника с 14 по 22 октября. Тема специального проекта на этот раз — «Серебряный век в русской иконописи»

Абрахам Миньон. «Цветочный натюрморт с ящерицами, лягушками, бабочками и птицами в гроте». 1640–1679. Фото: Koller
Абрахам Миньон. «Цветочный натюрморт с ящерицами, лягушками, бабочками и птицами в гроте». 1640–1679.
Фото: Koller

Несмотря на неопределенность ситуации вокруг ЦДХ (здание является частью имущества Международной конфедерации союзов художников, которая находится в стадии ликвидации) и трудности, возникавшие у участников антикварной ярмарки в прошлом году, Российский антикварный салон этой осенью пройдет в обычном режиме и по расписанию. Правда, количество галерей-участниц несколько сократилось: их будет около 180 против привычных 250 и более, — зато география по-прежнему весьма обширна: помимо москвичей и петербуржцев, в ярмарке примут участие галеристы из Иркутска, Краснодара, Перми, Саратова, Челябинска, Ярославля, а также из-за рубежа. Как всегда, разнообразным будет и ассортимент ярмарки. Живопись старых мастеров можно будет найти по соседству с восточной бронзой, фарфор (русский дореволюционный, западноевропейский и советский) — неподалеку от памятников иконописи, а всевозможные предметы мебели окажутся рядом с экспозицией русской живописи и графики музейного уровня. Не обойдется и без ювелирных изделий, традиционно пользующихся популярностью у посетителей (и покупателей) ярмарки. На этот раз наряду с антиквариатом на Антикварном салоне будут представлены винтажные изделия и ретропредметы — по крайней мере в списке участников сразу пять галерей со словом «винтаж» в названии («Винтаж бижу», «Винтажная изюминка», «Винтажные и антикварные сумочки», «Винтажные раритеты», «Окно в винтаж») и один участник под названием «Ретро мотив». Чтобы не запутаться, стоит на всякий случай вспомнить определение этих терминов: антиквариат — это старинные и редкие художественные произведения старше 50 лет; винтаж — это прежде всего одежда, но в широком смысле любые предметы обихода ХХ века, которые были знаковыми (и невероятно модными) в свое время; а вот ретро — любой вышедший из употребления предмет старше десяти лет.

Трансформация картины XVI в. Матиаса Герунга. 1974. Подпись и дата на рукаве справа: «Salvador Dali 1974». Фото: Koller
Трансформация картины XVI в. Матиаса Герунга. 1974. Подпись и дата на рукаве справа: «Salvador Dali 1974».
Фото: Koller

Увеличение числа галерей, ориентированных не столько на коллекционеров, сколько на любителей старины, и некоторый отток постоянных участников салонов прошлых лет связаны и с положением дел на российском арт-рынке, и с проблемами самого Российского антикварного салона. В прошлом году галеристы жаловались на отсутствие покупателей и низкую посещаемость в целом, а организаторы ярмарки связывали это с тем, что припарковаться у ЦДХ после реконструкции Крымской набережной и благоустройства всей прилегающей территории стало практически невозможно. Кстати, на этот раз бессменный организатор Антикварного салона компания «Экспо-парк» заключила договор о партнерстве с «МСК Такси», так что с 13 по 22 октября для поездок в ЦДХ и оттуда будут действовать специальные тарифы по промокоду «Антикварный салон». На сайте салона также призывают приезжать на ярмарку на машинах с личным водителем, такси или пользоваться общественным транспортом.

Владимир Лебедев. «Девушка с букетом». 1933. Фото: Галерея «Веллум»
Владимир Лебедев. «Девушка с букетом». 1933.
Фото: Галерея «Веллум»

Из старожилов Российского антикварного салона в этот раз принимают участие галереи «Веллум», «Евразия», «Петербургский антиквар», «Русская усадьба», «Элизиум» (кстати, все они были удостоены дипломов за высокий уровень экспонатов в прошлом году), а также «Акант», «Бельведер», «Восточная галерея», «Коносьер», «Русские сезоны» и другие. Многие участники подготовили тематические экспозиции: галерея «Наше наследие» представит работы художников Парижской школы Александра Альтмана, Константина Вещилова, Георгия Лапшина и Георгия Пожедаева; «АА-АмпирАнтик» покажет коллекцию художественного стекла ар-деко; фарфор и бронзу из Японии и Китая можно будет найти на стенде галереи «Евразия»; а самобытному стилю русского модерна посвящена экспозиция на стенде арт-центра «Алексеевское подворье». Михаил Суслов и его «Петербургский антиквар» привезут в Москву не только первоклассную живопись, но и уникальный мебельный гарнитур первой половины XIX века из коллекции сестры Наполеона и супруги великого герцога Тосканы Феликса Паскаля Бачокки Анны Марии Бонапарте, более известной как Элиза. Любовь Агафонова (галерея «Веллум») покажет несколько ранних работ Анатолия Зверева, а также произведения Александра Осмеркина и Владимира Лебедева. Из зарубежных участников стоит отметить швейцарский аукционный дом Koller, который привезет составленную специально для российских коллекционеров подборку европейских картин XV–XX веков, предназначенных для частных продаж. В частности, обещают большого живописного Сальвадора Дали — его трансформацию картины художника XVI века Матиаса Герунга, выполненную в 1974 году. Будут на Антикварном салоне и обязательные кунштюки. Например, самая маленькая картина русского художника Юлия Клевера-старшего размером всего 4х8 см в галерее «Бюро искусств». Наверняка заметить ее на стенде среди полотен Ивана Шишкина, Исаака Левитана и других отечественных классиков XIX–XX веков будет непросто.

Полка из гарнитура, созданного в абрамцевских мастерских по эскизам Елены Поленовой. 1890-е. Фото: Арт-центр «Алексеевское подворье»
Полка из гарнитура, созданного в абрамцевских мастерских по эскизам Елены Поленовой. 1890-е.
Фото: Арт-центр «Алексеевское подворье»

Что касается традиционной некоммерческой части, то на этот раз организаторы предлагают посмотреть специальную экспозицию, посвященную русской иконе Серебряного века. Выставка подготовлена Наталией Комашко, ученым секретарем Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и автором каталога икон выставки «Художественные сокровища России». В начале ХХ века наряду с литературой, философской мыслью и живописью необычайный расцвет переживало и искусство иконописи. Религиозные образы того времени несут заметный отпечаток стиля модерн, ярко заявившего о себе в церковной живописи Виктора Васнецова и Михаила Нестерова еще в 1880-е годы. Однако иконописцы нового направления в целом стремились избегать живописных приемов, свойственных этим художникам, предпочитая традиционные темперную технику и условный художественный язык. В рамках специального проекта 43-го Антикварного салона будут представлены наиболее интересные произведения русской иконописи Серебряного века из частных собраний. Особого внимания среди них заслуживают подписные работы ведущих иконописцев-новаторов начала прошлого столетия Николая Емельянова и Алексея Вашурова. Также будут экспонироваться работы других интересных, находившихся в постоянном поиске новых форм мастеров, таких как Яков Богатенко. В декоративном искусстве начала XX века этапным было творчество Сергея Вашкова — главного художника московского товарищества «П.И.Оловянишникова сыновья», специализировавшегося на производстве киотов и окладов для икон.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Главные выставки лета
Инсталляции Кабакова, приобретения Екатерины Великой, кураторские проекты главной галеристки русского авангарда и многое другое в нашем списке самых интересных выставок этого лета
07.06.2023
Главные выставки лета
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+