18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ждали девочку, получили мальчика

Компьютерная томография древнеегипетской мумии из коллекции Государственного Эрмитажа дала неожиданные результаты

В конце августа этого года специалисты петербургской Клинической больницы № 122 по просьбе Государственного Эрмитажа провели исследование древнеегипетской мумии из собрания отдела Востока. Надпись на саркофаге, в котором она хранилась, говорила, что в нем находится мумия певицы Бабат, служившей в храме Амона-Ра в период правления XXV−XXVI династий. Однако точная современная техника показала, что вместо Бабат под плотными пеленами находится мумия неизвестного мужчины.

«Это было для нас полной неожиданностью, но главное в исследованиях другое, — рассказал корреспонденту TANR Андрей Большаков, заведующий сектором Древнего Востока в отделе Востока. — Эрмитажные мумии практически до сих пор не были изучены. Мы провели первое исследование и получили большое количество новой информации, которая позволит нам во многом обновить древнеегипетскую экспозицию».

Обследование с помощью методов компьютерной и магнитно-резонансной томографии, по мнению музейщиков и медиков, не только позволило бы с максимальной точностью установить все антропологические детали: рост, особенности телосложения, возраст, — но и получить дополнительную информацию о причинах смерти, возможных заболеваниях, особенностях развития и условиях жизни, способе мумификации и о том, имеются ли на теле амулеты, подпорки или накладки.

Такого рода обследования мумий, которые позволяют бесконтактным способом добраться буквально до костей этих интереснейших музейных объектов, уже не первый год проводят музеи Великобритании, Германии, Египта. В текущем году Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина обследовал свои мумии при участии специалистов Курчатовского института, медиков, химиков и антропологов. Пушкинский музей планирует по результатам этих исследований провести выставку и опубликовать в 2019 году сборник статей. В планах Эрмитажа — обновление музейной египетской экспозиции.

Почему именно эту мумию отправили на обследование? Как объяснил Андрей Большаков, в Эрмитаже находится восемь мумий разной степени сохранности, но только два саркофажных комплекса, состоящих из внутреннего и наружного деревянных саркофагов. Один — Бабат, второй погребальный комплекс принадлежит, как следует из надписей на саркофагах, жрецу по имени Па-кеш, бывшему еще и начальником царских привратников. Оба комплекса датируются примерно 755–525 годами до н.э. и происходят из столичного фиванского некрополя. Но мумия Бабат сохранилась лучше, именно поэтому ее и решили изучить подробнее.

Всего за 74 секунды на компьютерном томографе специалисты получили более 8 тыс. изображений внутреннего содержимого туго спеленутой мумии. К сожалению, магнитно-резонансную томографию провести не удалось: в древних тканях не осталось ни капли влаги, и аппарат МРТ просто ничего «не увидел». Зато компьютерный томограф дал огромное количество новой информации. Например, что при жизни это был мужчина ростом 160 см, он умер в возрасте от 30 до 40 лет по непонятным причинам, у него был остеохондроз шейных позвонков, артроз коленных суставов, деформированные ступни — это, по мнению медиков, свидетельствует о том, что человек занимался тяжелым физическим трудом. Кроме того, врачи диагностировали у него синдром Марфана — при этом заболевании, в частности, верхние конечности и кисти рук гипертрофированно удлинены, как это видно на снимке мумии. При таком заболевании даже сейчас человек, если его не лечить, проживет не больше 40 лет. Но что особенно поразило медиков: у древнего египтянина были совершенно здоровые и целые все зубы. «Это, наверное, потому, что в Древнем Египте не было сахара и конфет», — пошутил Андрей Большаков.

Как рассказал Яков Накатис, главный врач Клинической больницы № 122, врачи, обследовавшие мумию, тоже получили много интересной информации. «Мы сами были удивлены новым методам мумификации, — рассказал он. — В этом случае, например, не вскрывалась черепная коробка, не удалялся мозг — его усохшие остатки видны в черепной коробке. Он оскоплен, но, когда это было сделано — при жизни, если он был евнухом, или в процессе мумифицирования, мы сейчас сказать не сможем. Удивительным было и то, что мы обнаружили орфанные заболевания, и жили с ними древние египтяне тогда столько же, сколько и сегодня, если их не оперировать».

У такого рода исследований, по мнению Михаила Пиотровского, директора Эрмитажа, большие перспективы, особенно теперь, когда во многих странах приняты законы, запрещающие раскапывать гробницы. «Мы за одно это исследование узнали столько нового, не уничтожая предмет, как это, к сожалению, часто делает археология, — сказал Михаил Пиотровский. — Блестящими современными методами мы получили большое количество информации, которая будет осмыслена, использована для показа и изучения. У нас есть планы обновления постоянной экспозиции в Зимнем дворце плюс создания и расширения второй экспозиции в фондохранилище в Старой Деревне».

В планах Эрмитажа — обследовать все свои мумии. А на вопрос, где же мумия певицы Бабат, Андрей Большаков весело сказал, что, видимо, сотрудники просто перепутали инвентарные номера, что мумия где-то в фондах и обязательно найдется…

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+