Ждали девочку, получили мальчика

Компьютерная томография древнеегипетской мумии из коллекции Государственного Эрмитажа дала неожиданные результаты

Компьютерная томография древнеегипетской мумии из коллекции Государственного Эрмитажа. Фото: Светлана Рагина / Государственный Эрмитаж
Компьютерная томография древнеегипетской мумии из коллекции Государственного Эрмитажа.
Фото: Светлана Рагина / Государственный Эрмитаж

В конце августа этого года специалисты петербургской Клинической больницы № 122 по просьбе Государственного Эрмитажа провели исследование древнеегипетской мумии из собрания отдела Востока. Надпись на саркофаге, в котором она хранилась, говорила, что в нем находится мумия певицы Бабат, служившей в храме Амона-Ра в период правления XXV−XXVI династий. Однако точная современная техника показала, что вместо Бабат под плотными пеленами находится мумия неизвестного мужчины.

«Это было для нас полной неожиданностью, но главное в исследованиях другое, — рассказал корреспонденту TANR Андрей Большаков, заведующий сектором Древнего Востока в отделе Востока. — Эрмитажные мумии практически до сих пор не были изучены. Мы провели первое исследование и получили большое количество новой информации, которая позволит нам во многом обновить древнеегипетскую экспозицию».

Обследование с помощью методов компьютерной и магнитно-резонансной томографии, по мнению музейщиков и медиков, не только позволило бы с максимальной точностью установить все антропологические детали: рост, особенности телосложения, возраст, — но и получить дополнительную информацию о причинах смерти, возможных заболеваниях, особенностях развития и условиях жизни, способе мумификации и о том, имеются ли на теле амулеты, подпорки или накладки.

Компьютерная томография древнеегипетской мумии из коллекции Государственного Эрмитажа. Фото: Светлана Рагина / Государственный Эрмитаж
Компьютерная томография древнеегипетской мумии из коллекции Государственного Эрмитажа.
Фото: Светлана Рагина / Государственный Эрмитаж

Такого рода обследования мумий, которые позволяют бесконтактным способом добраться буквально до костей этих интереснейших музейных объектов, уже не первый год проводят музеи Великобритании, Германии, Египта. В текущем году Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина обследовал свои мумии при участии специалистов Курчатовского института, медиков, химиков и антропологов. Пушкинский музей планирует по результатам этих исследований провести выставку и опубликовать в 2019 году сборник статей. В планах Эрмитажа — обновление музейной египетской экспозиции.

Почему именно эту мумию отправили на обследование? Как объяснил Андрей Большаков, в Эрмитаже находится восемь мумий разной степени сохранности, но только два саркофажных комплекса, состоящих из внутреннего и наружного деревянных саркофагов. Один — Бабат, второй погребальный комплекс принадлежит, как следует из надписей на саркофагах, жрецу по имени Па-кеш, бывшему еще и начальником царских привратников. Оба комплекса датируются примерно 755–525 годами до н.э. и происходят из столичного фиванского некрополя. Но мумия Бабат сохранилась лучше, именно поэтому ее и решили изучить подробнее.

Всего за 74 секунды на компьютерном томографе специалисты получили более 8 тыс. изображений внутреннего содержимого туго спеленутой мумии. К сожалению, магнитно-резонансную томографию провести не удалось: в древних тканях не осталось ни капли влаги, и аппарат МРТ просто ничего «не увидел». Зато компьютерный томограф дал огромное количество новой информации. Например, что при жизни это был мужчина ростом 160 см, он умер в возрасте от 30 до 40 лет по непонятным причинам, у него был остеохондроз шейных позвонков, артроз коленных суставов, деформированные ступни — это, по мнению медиков, свидетельствует о том, что человек занимался тяжелым физическим трудом. Кроме того, врачи диагностировали у него синдром Марфана — при этом заболевании, в частности, верхние конечности и кисти рук гипертрофированно удлинены, как это видно на снимке мумии. При таком заболевании даже сейчас человек, если его не лечить, проживет не больше 40 лет. Но что особенно поразило медиков: у древнего египтянина были совершенно здоровые и целые все зубы. «Это, наверное, потому, что в Древнем Египте не было сахара и конфет», — пошутил Андрей Большаков.

Компьютерная томография древнеегипетской мумии из коллекции Государственного Эрмитажа. Фото: Светлана Рагина / Государственный Эрмитаж
Компьютерная томография древнеегипетской мумии из коллекции Государственного Эрмитажа.
Фото: Светлана Рагина / Государственный Эрмитаж

Как рассказал Яков Накатис, главный врач Клинической больницы № 122, врачи, обследовавшие мумию, тоже получили много интересной информации. «Мы сами были удивлены новым методам мумификации, — рассказал он. — В этом случае, например, не вскрывалась черепная коробка, не удалялся мозг — его усохшие остатки видны в черепной коробке. Он оскоплен, но, когда это было сделано — при жизни, если он был евнухом, или в процессе мумифицирования, мы сейчас сказать не сможем. Удивительным было и то, что мы обнаружили орфанные заболевания, и жили с ними древние египтяне тогда столько же, сколько и сегодня, если их не оперировать».

У такого рода исследований, по мнению Михаила Пиотровского, директора Эрмитажа, большие перспективы, особенно теперь, когда во многих странах приняты законы, запрещающие раскапывать гробницы. «Мы за одно это исследование узнали столько нового, не уничтожая предмет, как это, к сожалению, часто делает археология, — сказал Михаил Пиотровский. — Блестящими современными методами мы получили большое количество информации, которая будет осмыслена, использована для показа и изучения. У нас есть планы обновления постоянной экспозиции в Зимнем дворце плюс создания и расширения второй экспозиции в фондохранилище в Старой Деревне».

В планах Эрмитажа — обследовать все свои мумии. А на вопрос, где же мумия певицы Бабат, Андрей Большаков весело сказал, что, видимо, сотрудники просто перепутали инвентарные номера, что мумия где-то в фондах и обязательно найдется…

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+