18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Салоники стали воображаемым домом современного искусства

Биеннале современного искусства в Салониках, отмечающая в этом году десятилетие, приглашает в воображаемые дома

Тема этого года «Воображаемые дома» продолжает начатый в афинской части выставки Documenta 14 разговор об одной из самых болезненных проблем Евросоюза последних лет — миграционном кризисе. Для Греции этот вопрос особенно острый: беженцы из Северной Африки и с Ближнего Востока пытаются через нее попасть в Европу, и именно на греческий остров Кос стремилась семья маленького Айлана Курди, гибель которого стала символом трагического положения вынужденных переселенцев.

«Мы пытаемся получить реакцию на то, что происходит вокруг нас, и не хотим просто сидеть в своем хрустальном замке. Все, что происходит в обществе, проникает в нашу работу», — заявила директор биеннале Сираго Циара. Прямолинейных высказываний в проекте не избегали. Работа Димитриса Татариса — ящик для перевозки хрупких грузов, хранящий внутри уютный кукольный домик, — сопровождается документальным фильмом, составленным из видео, снятых беженцами в открытом море. Другой греческий художник, Дионисис Кристофилояннис, создает фотоколлажи, в которых, не церемонясь, накладывает снимки разрушенного Дамаска на узнаваемые городские виды Афин.

Главной задачей биеннале в Салониках, когда она впервые прошла в городе в 2007 году, было представить публике искусство Центральной Европы и Балканского полуострова. Спустя десять лет география выставки заметно расширилась, в этом году в ней участвуют 96 художников и арт-групп из 37 стран, но суть осталась неизменной: громких имен среди участников практически нет, а немалую долю художников составляют молодые авторы.

Организаторы не скрывают, что бюджет биеннале сократился с €1 млн до €220 тыс. (€180 тыс. из них предоставили Евросоюз и Греция, остальное — спонсорская поддержка). В том числе по этой причине в этот раз не приглашали куратора со стороны. Вместо этого над выставкой работала целая команда сотрудников Государственного музея современного искусства в Салониках. Организаторы хотели бросить вызов традиционной выставке — кураторскому монологу, и своей цели они достигли: основной проект стал плодом по-настоящему коллективной работы. Бюджет биеннале не позволял покрыть все расходы художников, которым потребовалась изрядная целеустремленность, чтобы все же показать свою работу в Салониках. Второе новшество — система отбора участников основного проекта: больше трети выбрали из 1,3 тыс. поданных заявок — это решение приняли, чтобы привнести в биеннале свежую кровь.

Основной проект в этом году разместился в четырех городских институциях: религиозной организации «Центр Святой горы Афон», Центре современного искусства в Салониках, Македонском музее современного искусства и Государственном музее современного искусства, который выступает организатором биеннале. Несмотря на дробление по разным площадкам, основной проект стал ясным и цельным высказыванием, так что смотреть нужно все части: это все же одна большая выставка. Тем более что, перемещаясь между музеями, можно увидеть и туристический центр Салоник, и менее презентабельную, плотно покрытую граффити жилую часть города.

У кураторов получилось выйти за пределы экспозиции о социальных и политических проблемах: понятие дома рассматривается здесь в самом широком смысле, как, например, в работе Олега Мавроматти и Боряны Россы «Дуракам здесь не место» (2015), главный герой которой, молодой человек с ментальным расстройством, считает собственную гомосексуальность грехом, выступая одновременно в роли агрессора и жертвы и отчуждаясь от собственного тела и личности — в общем-то, единственного дома, который есть у каждого человека.

Есть здесь и совсем тонкие комментарии о хрупкости любого гармоничного сосуществования, как у словацкого автора Кристиана Немета, создающего из поставленных друг на друга хрустальных бокалов скульптуры — настолько нестабильные на вид, что это заставляет зрителя чувствовать себя некомфортно. Разговор о мире, полном тревожного ожидания угрозы, поддерживают и художники-анархисты Шерри Миллнер и Эрни Ларсен, снявшие в 1985 году видео о воображаемой семье, которая под влиянием рейгановской оборонной инициативы и фильмов о Рэмбо начинает подготовку к боевым действиям. На схожую тему, хотя и на гораздо более личном уровне, говорит и молодой художник Вальтер Солон, предки которого, спасаясь от  нацистов, бежали в Бразилию в 1938 году. Брат художника, о котором он снял свою видеоработу, бойскаут и «выживальщик», постоянно готовится к катастрофе, изучая израильскую систему рукопашного боя «крав-мага».

Немало на выставке и визуальных параллелей, вполне считываемых, хотя и разнесенных по разным площадкам. Так, грек Космас Павлидис помещает в непривычное окружение обычные предметы домашнего быта, создавая из них воображаемые убежища и фотографируя их, а швейцарская художница Ева Борнер снимает настоящие укрытия бездомных людей в Афинах. Она рассказала о том, как многие лишившиеся работы и жилья находят себе в городе укромные местечки, обустраивая и украшая их фотографиями семьи, небольшими бумажными иконами и другими трогательными деталями, — и живут в них годами.

Большинство работ входят со зрителем в эмоциональный контакт. Африканская художница индийского происхождения Шарлин Хан рассказывает душераздирающую историю женщин своей семьи: бабушка художницы оказалась в Африке в результате проекта, в рамках которого Британия предлагала индийцам переезд и работу в других своих колониях, обещая возможность заработать, но в итоге переселенцы еще глубже погрязали в нищете и безысходности. Совсем иные чувства пробуждает греческая художница Антигони Цагкаропулу, чья работа находится неподалеку: в закутке Македонского музея современного искусства она создала детскую площадку для взрослых, где среди пушистых холмов и подушек может немного поиграть любой посетитель выставки, а при желании можно даже переодеться в висящие здесь же костюмы зайцев и медведей.

Немного чуждыми основному настрою проекта кажутся включенные в него работы классиков русского авангарда из коллекции Георгия Костаки, хранящейся в Государственном музее современного искусства в Салониках. В музее показали «Динамический город» (1919) Густава Клуциса, эскиз к «Проуну 10» Эль Лисицкого и «Архитектон Зета» (1926) Казимира Малевича — и все они выглядят слишком отрешенными для эмоционально заряженного проекта. Современные российские художники на биеннале тоже представлены: это живущая в Италии художница Татьяна Стадниченко с инсталляцией — воспоминанием обо всех местах, где она жила, и Арсений Жиляев с инсталляцией-инвайронментом «Циолковский. Второе пришествие» (2015–2016).

Немаловажно, что биеннале в Салониках проходит при поддержке администрации города (на открытии присутствовал мэр города Яннис Бутарис). Биеннале говорит со своим зрителем об актуальных проблемах доступным языком, и это заслуга не только самих работ — вся выставка сопровождается текстами, рассказывающими истории, стоящие за произведениями. Так что, несмотря на скромный бюджет и отсутствие именитых художников, у кураторов получилось создать проникновенную экспозицию, где каждый может найти что-то, что затронет лично его.


6-я Биеннале современного искусства в Салониках
Воображаемые дома
До 14 января 2018

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+