18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Прислониться к Малевичу

Омская хоккейная команда «Авангард» ждет судебного иска от Русского музея

Менеджеры команды выпустили футболки с изображением, напоминающим картину Казимира Малевича, и в Интернете появилась информация, что «юристы омского „Авангарда“ разбираются с претензиями Русского музея».

На майках действительно изображены фигуры, вызывающие ассоциации с творчеством родоначальника супрематизма: три персонажа, похожие на тех, что изобразил Малевич, но с заметными изменениями пропорций, колорита, с добавленными деталями — коньками и хоккейными клюшками. И с надписью «ОМСКИЙ АВАНГАРД». Как сообщают омские СМИ, автор этой композиции — местный художник и дизайнер Илья Це, но, является ли она самостоятельной работой или плагиатом, должны решать эксперты.

Подобного рода судебный процесс в 2014 году Государственный Эрмитаж инициировал против модельера и предпринимателя Ии Йоц: на сайте и на двери ее магазина одежды в Санкт-Петербурге был размещен без разрешения музея монохромный рисунок белого цвета, воспроизводивший «Даму в голубом» Томаса Гейнсборо. Арбитражный суд Ставропольского края в мае 2014 года удовлетворил иск Эрмитажа, посчитав, что ответчик нарушил права последнего как владельца картины, включенной в состав Музейного фонда РФ, поскольку картина была подарена музею еще в 1912 году. Суд потребовал от предпринимательницы удалить изображение с сайта и двери и заплатить судебную пошлину.

В официальном заявлении, распространенном пресс-службой ГРМ по поводу ситуации с Малевичем и хоккеистами, сказано: «Русский музей не предъявлял никаких претензий ХК „Авангард“. Специалистам Русского музея сначала необходимо выяснить, действительно ли нарушены исключительные права музея в отношении произведения К.С.Малевича „Спортсмены“ (1930–1931). Дальнейшие действия музея будут зависеть от проведенного исследования».

На вопрос о том, когда ждать результатов, руководитель пресс-службы ГРМ Алла Бережная ответила, что это никому не известно, потому что, по мнению музейных юристов, никакого нарушения прав никто не обнаружил и заниматься этим никто не планирует. «Может, я разочарую омичей, но музей не собирается с ними судиться», — пояснила Бережная.

«Я такое много раз видел на Западе: если изменена достаточно большая часть образа, это не подпадает под статус репродукции и защиту авторских прав, — сказал корреспонденту TANR искусствовед Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений ГРМ. — Малевич уже стал мемом, частью нашей среды, нашего сознания. Его образы, на мой взгляд, можно использовать, если это не нарушает приличий и хорошего вкуса».

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+