18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Африканский рейд Александра Яковлева — от Алжира до Мадагаскара

№57
Материал из газеты

20 работ из африканского цикла художника покажут в галерее «Наши художники»

За Александром Яковлевым (1887–1938) прочно закрепилась слава заядлого путешественника. Как и многие художники тогда, начинал он с пенсионерской поездки в Италию и Испанию от Императорской академии художеств, но, в отличие от большинства коллег, европейскими странами не ограничился. За свою жизнь Яковлев успел побывать в Афганистане, Вьетнаме, Китае, Монголии, Японии и не только. Его интересовали традиционные культуры, их самобытность и своеобразие. Экзотические мотивы художник перерабатывал средствами неоакадемической живописи, а французская публика (после 1919 года он жил в Париже) благосклонно принимала его творчество.

Благодаря сочетанию этих факторов он стал идеальным кандидатом на участие в трансафриканской экспедиции «Черный рейд» (1924–1925), организованной компанией Citroёn в качестве рекламы надежности своих новых полугусеничных машин. На них планировалось пересечь континент от Алжира до Мадагаскара, около 20 тыс. км. Яковлеву была отведена роль художника-этнографа, и со своей задачей он отлично справился, создав более 300 картин, рисунков и эскизов. За свой африканский цикл художник даже удостоился ордена Почетного легиона.

На выставке в галерее «Наши художники» (кураторы Елена Каменская и Наталия Курникова) покажут 20 произведений из африканского цикла Яковлева, среди которых такие, как «Танец кули-кута. Ниамей», «Туземный мост» («Форт-Аршамбо»), «Ночная переправа через Бахр-Линья». Будут и портреты, которыми Яковлев особенно славился, как, например, рисунок, изображающий вождя племени абабуа, или картина с трогательно обнявшимися Тити и Нарангхе — дочерьми другого африканского вождя Эки Бондо. Последний был выполнен уже в Париже маслом на холсте по эскизам из альбома. «Портретирование туземных моделей имело свои сложности. Далеко не все соглашались. Вековой запрет на изображения в культурах некоторых племен иногда делал это просто невозможным. Те же, кого удавалось уговорить, со страхом и удивлением наблюдали за появлением своего „двойника“ на бумаге. Эти эмоции точно переданы в графических портретах, выполненных на месте», — рассказывает Елена Каменская.

Выставка станет своего рода комментарием к впервые изданным воспоминаниям художника об автопробеге, ждавшим своего часа почти век. В них Яковлев тщательно документирует детали путешествия и особенности встреченных ими племен, выступая в качестве не только художника, но и исследова­теля.

Галерея «Наши художники»
Александр Яковлев. Черный рейд
6 октября – 22 декабря

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+