В октябре главные силы арт-рынка сосредоточатся в Лондоне

№57, октябрь 2017
№57
Материал из газеты

Три аукционных дома, Christie‘s, Sotheby‘s и Phillips, предложат хиты Бэкона, Польке, Баскиа, Гормли и Кабакова

Филип Гастон. «Одесса». 1977. Sotheby's, эстимейт £2,5–3,5 млн. Фото: Sotheby'
Филип Гастон. «Одесса». 1977. Sotheby's, эстимейт £2,5–3,5 млн.
Фото: Sotheby'

В Риджентс-парке вырастают павильоны Frieze, наполненные разнообразными предметами от Античности до наших дней, на Беркли-сквер появляется шатер PAD, объединяющий искусство с дизайном. А на Нью-Бонд-cтрит 5 и 6 октября пройдут главные (вечерние) торги послевоенного и современного искусства: в первый вечер солирует Sotheby’s, во второй — друг за другом, в 17 и 19 часов, состоятся аукционы Phillips и Christie’s. У последнего анонсирован едва ли не центральный лот всей «недели Frieze» — портрет из «папской» серии Фрэнсиса Бэкона, более полувека не появлявшийся ни в выставочных, ни в аукционных залах. Небольшая (50х60 см) «Голова с поднятой рукой» (£7–10 млн) написана в 1955 году, и это одно из девяти сохранившихся изображений правившего тогда папы Пия XII. К образу папы римского Бэкон обратился десятью годами раньше под впечатлением от «Портрета Иннокентия Х» Диего Веласкеса, пораженный тем, как в одном образе могут сочетаться внешние атрибуты власти с глубокой человеческой драмой. Многократно усиленный градус трагизма привел к огромной серии «кричащих пап». Следом появился тревожный, напряженный папа Пий, переживший войну и нацистов, страдавший от ночных кошмаров и умерший не от болезни, а от общего истощения. В последний раз картина выставлялась в 1962 году в одной из туринских галерей, а год спустя была куплена ее нынешними владельцами, собрание которых оказалось настолько закрытым, что, когда в прошлом году Мартин Харрисон, главный эксперт по Бэкону, издавал каталог-резоне художника, напротив этой работы он оставил пометку «местонахождение неизвестно».

Фрэнсис Бэкон. «Голова с поднятой рукой». 1955. Christie's, эстимейт £7–10 млн. Фото: Christie'
Фрэнсис Бэкон. «Голова с поднятой рукой». 1955. Christie's, эстимейт £7–10 млн.
Фото: Christie'

Вечерний аукцион Chri­stie’s вообще богат на значимые произведения британцев. Еще один топ-лот — «Клетка для ангела» Энтони Гормли. Свинцовый корпус, повторяющий формы тела художника, не дает заключенному в него существу воспарить, а крылья размахом в 8,5 м на уровне зрительских глаз закрывают от него горизонт. Скульптура из этой же серии хранится в Тейт, и, выставляя эстимейт £5–7 млн, Christie’s надеется, что цена побьет предыдущий рекорд Гормли 2011 года. Тогда «Северный ангел» был продан за £3,4 млн. Не меньшие надежды возлагаются и на «Красный череп» Жан-Мишеля Баскиа (эстимейт по запросу). После того как весной японский миллиардер Юсаку Маэдзава поднял ценовую планку для художника до $110,5 млн и заявил о желании открыть его музей, за продажами Баскиа следят затаив дыхание.

Зигмар Польке. «Танцовщица». 1994. Phillips, эстимейт £2,5–3,5 млн. Фото: Philli
Зигмар Польке. «Танцовщица». 1994. Phillips, эстимейт £2,5–3,5 млн.
Фото: Philli

Топ-лоты вечернего аукциона Phillips — распавшийся на пиксели «Танцор» Зигмара Польке (£2,5–3,5 млн) и «Коллекционер № 4» Адриана Гение (£1–1,5 млн), который три года назад в одночасье (при участии азиатских инвесторов) стал самым дорогим румынским художником. Зловещая картина, в которой Гение рефлексирует на любимые им темы жестокостей ХХ века, нацизма и коллекционерской алчности, происходит из известного собрания японского архитектора и дизайнера Масамити Катаямы. В каталоге Phillips стоит также обратить внимание на живопись живущего в Лондоне ямайца Харвина Андерсона. Во-первых, в этом году он вошел в шорт-лист Премии Тернера, а во-вторых, его активно продвигает Чарльз Саатчи, что может иметь интересные финансовые последствия. В пестрой мировой компании у Phillips встречается и русский след — трехметровое полотно «Полет 12» Ильи Кабакова (£150–200 тыс.).

Фаворит аукциона Sothe­by’s — двухметровый холст Филипа Гастона «Одесса» (£2,5–3,5 млн). Родившийся в Канаде в семье еврейских эмигрантов из Российской империи Гастон (в оригинале — Гольдштейн) всю жизнь прожил в Америке, вслед за Джексоном Поллоком увлекся абстрактным экспрессионизмом, но в конце жизни вернулся к фигуративности и воспоминаниям о далекой родине. 

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+