18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Дипломатия и молитва: иконы и авангард в честь Мальтийского ордена

№57
Материал из газеты

Музей имени Андрея Рублева и Музей русской иконы покажут в Риме иконы XVII–XVIII веков, русский авангард и современное искусство — в честь дружбы России с Мальтийским орденом

Выставка «Русская икона: Молитва и Милосердие» посвящена 25-летию установления дипломатических отношений между Россией и Суверенным Мальтийским орденом. В Рим привезут 36 икон XVII–XVIII веков из коллекций Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и частного Музея русской иконы. Экспозиция разместится в Музее Рима во дворце XVIII века в историческом центре города.

Один из организаторов проекта меценат и основатель Музея русской иконы Михаил Абрамов объясняет концепцию выставки в предисловии к каталогу: «Мы хотели продемонстрировать идею, которая является связующим звеном между старейшим в мире рыцарским орденом и древней православной культурой. Эта идея — „Молитва и Милосердие“ — две обязательные составляющие жизни христианина, нашедшие яркое воплощение в бесчисленных образах, созданных русскими иконописцами на протяжении столетий». Директор же Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин выражает надежду на то, что «выставка не только будет способствовать развитию сотрудничества с Мальтийским орденом, но и позволит европейскому зрителю расширить свои представления о русском религиозном искусстве этого периода, которое известно за пределами России значительно меньше, чем произведения эпохи русского Средневековья или авангарда».

В Риме будут представлены как произведения хорошо известных центров и мастерских (например, «Преображение», созданное в московской Оружейной палате в 80-х годах XVII века), так и иконы, происходящие из Поволжья, Каргополья, Прикамья — регионов, где в XVII–XVIII веках развиваются свои школы и стили. Также в палаццо Браски можно будет увидеть ранее не выставлявшееся и не публиковавшееся произведение Владимира Татлина «Композиция с прозрачными плоскостями» 1916 года и скульптуру «Богоматерь Великая Панагия» Дмитрия Гутова из частных собраний. Произведение Татлина не только демонстрирует преемственность традиций русской религиозной живописи на протяжении нескольких столетий, но и в очередной раз доказывает, что художники русского авангарда черпали вдохновение в древнерусских иконах и даже заимствовали оттуда конкретные приемы. Интересна и конструкция из металла Дмитрия Гутова, созданная по мотивам шедевра древнерусской иконописи — иконы «Богоматерь Великая Панагия» первой трети XIII века из Третьяковской галереи.

Куратором выставки выступила заведующая научно-исследовательским отделом Музея имени Андрея Рублева Лилия Евсеева. Она отмечает, что при отборе экспонатов главный акцент был сделан на памятниках XVII–XVIII веков, что «обусловлено задачей показать произведения иконописи, созданные в период активных контактов Российского государства с Мальтийским орденом». Наряду с образами Богоматери и Христа, а также изображениями двунадесятых праздников на выставке будет представлен целый ряд икон, посвященных русским святым, основателям монастырей: преподобным Сергию Радонежскому, Зосиме и Савватию Соловецким, Феодосию Тотемскому. Что касается стилистики, то эти памятники позволят проследить характерную для конца XVII–XVIII века особенность, где наивность художественного языка провинции соседствует с барочной вычурностью столичных икон, нередко в одном произведении.

Еще одна важная тема — активные творческие контакты России и Западной Европы в XVII–XVIII веках и постепенное проникновение европейских художественных приемов и иконографии в отечественную иконопись. Так, московская икона «Успение Богоматери» 1731 года несет черты русского барокко, сформировавшегося в работах царских иконописцев  конца XVII — первой трети XVIII века. Характерные особенности барочных икон — настроение всеобщей взволнованности, развевающиеся складки одеяний, движение плотной толпы, заполнившей все пространство иконы, круглящиеся облака. При этом образы Богоматери отличаются трогательной эмоциональностью, что роднит их не только с произведениями барокко, но и готики, интерес к которой возник на Руси в конце XVI века.

Новый стиль наиболее ярко проявился в иконах русских святых, многие из которых были канонизированы на Московских Соборах XVI и XVII веков — и, следовательно, их иконография создавалась в атмосфере интереса к новой эстетике. В клейма житийных икон включаются реалии русской жизни. Излюбленным становится изображение преподобного с видом архитектурного ансамбля монастыря, им основанного, и пейзажа местности, где расположена обитель. Особенно интересными подробностями наполнены произведения провинциальных мастеров.

Музей города Рима (палаццо Браски)
Русская икона: Молитва и Милосердие
10 октября – 3 декабря

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+