18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дипломатия и молитва: иконы и авангард в честь Мальтийского ордена

№57, октябрь 2017
№57
Материал из газеты

Музей имени Андрея Рублева и Музей русской иконы покажут в Риме иконы XVII–XVIII веков, русский авангард и современное искусство — в честь дружбы России с Мальтийским орденом

Дмитрий Гутов. «Богоматерь Великая Панагия». 2012. Металл. Фото: Музей русской иконы
Дмитрий Гутов. «Богоматерь Великая Панагия». 2012. Металл.
Фото: Музей русской иконы

Выставка «Русская икона: Молитва и Милосердие» посвящена 25-летию установления дипломатических отношений между Россией и Суверенным Мальтийским орденом. В Рим привезут 36 икон XVII–XVIII веков из коллекций Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и частного Музея русской иконы. Экспозиция разместится в Музее Рима во дворце XVIII века в историческом центре города.

Один из организаторов проекта меценат и основатель Музея русской иконы Михаил Абрамов объясняет концепцию выставки в предисловии к каталогу: «Мы хотели продемонстрировать идею, которая является связующим звеном между старейшим в мире рыцарским орденом и древней православной культурой. Эта идея — „Молитва и Милосердие“ — две обязательные составляющие жизни христианина, нашедшие яркое воплощение в бесчисленных образах, созданных русскими иконописцами на протяжении столетий». Директор же Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин выражает надежду на то, что «выставка не только будет способствовать развитию сотрудничества с Мальтийским орденом, но и позволит европейскому зрителю расширить свои представления о русском религиозном искусстве этого периода, которое известно за пределами России значительно меньше, чем произведения эпохи русского Средневековья или авангарда».

Успение Богоматери. 1731. Дерево, темпера. Фото: Музей имени Андрея Рублева
Успение Богоматери. 1731. Дерево, темпера.
Фото: Музей имени Андрея Рублева

В Риме будут представлены как произведения хорошо известных центров и мастерских (например, «Преображение», созданное в московской Оружейной палате в 80-х годах XVII века), так и иконы, происходящие из Поволжья, Каргополья, Прикамья — регионов, где в XVII–XVIII веках развиваются свои школы и стили. Также в палаццо Браски можно будет увидеть ранее не выставлявшееся и не публиковавшееся произведение Владимира Татлина «Композиция с прозрачными плоскостями» 1916 года и скульптуру «Богоматерь Великая Панагия» Дмитрия Гутова из частных собраний. Произведение Татлина не только демонстрирует преемственность традиций русской религиозной живописи на протяжении нескольких столетий, но и в очередной раз доказывает, что художники русского авангарда черпали вдохновение в древнерусских иконах и даже заимствовали оттуда конкретные приемы. Интересна и конструкция из металла Дмитрия Гутова, созданная по мотивам шедевра древнерусской иконописи — иконы «Богоматерь Великая Панагия» первой трети XIII века из Третьяковской галереи.

Куратором выставки выступила заведующая научно-исследовательским отделом Музея имени Андрея Рублева Лилия Евсеева. Она отмечает, что при отборе экспонатов главный акцент был сделан на памятниках XVII–XVIII веков, что «обусловлено задачей показать произведения иконописи, созданные в период активных контактов Российского государства с Мальтийским орденом». Наряду с образами Богоматери и Христа, а также изображениями двунадесятых праздников на выставке будет представлен целый ряд икон, посвященных русским святым, основателям монастырей: преподобным Сергию Радонежскому, Зосиме и Савватию Соловецким, Феодосию Тотемскому. Что касается стилистики, то эти памятники позволят проследить характерную для конца XVII–XVIII века особенность, где наивность художественного языка провинции соседствует с барочной вычурностью столичных икон, нередко в одном произведении.

Владимир Татлин. «Композиция с прозрачными плоскостями». 1916. Дерево, темпера. Фото: Музей русской иконы
Владимир Татлин. «Композиция с прозрачными плоскостями». 1916. Дерево, темпера.
Фото: Музей русской иконы

Еще одна важная тема — активные творческие контакты России и Западной Европы в XVII–XVIII веках и постепенное проникновение европейских художественных приемов и иконографии в отечественную иконопись. Так, московская икона «Успение Богоматери» 1731 года несет черты русского барокко, сформировавшегося в работах царских иконописцев  конца XVII — первой трети XVIII века. Характерные особенности барочных икон — настроение всеобщей взволнованности, развевающиеся складки одеяний, движение плотной толпы, заполнившей все пространство иконы, круглящиеся облака. При этом образы Богоматери отличаются трогательной эмоциональностью, что роднит их не только с произведениями барокко, но и готики, интерес к которой возник на Руси в конце XVI века.

Новый стиль наиболее ярко проявился в иконах русских святых, многие из которых были канонизированы на Московских Соборах XVI и XVII веков — и, следовательно, их иконография создавалась в атмосфере интереса к новой эстетике. В клейма житийных икон включаются реалии русской жизни. Излюбленным становится изображение преподобного с видом архитектурного ансамбля монастыря, им основанного, и пейзажа местности, где расположена обитель. Особенно интересными подробностями наполнены произведения провинциальных мастеров.

Музей города Рима (палаццо Браски)
Русская икона: Молитва и Милосердие
10 октября – 3 декабря

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
Мы публикуем рейтинги посещаемости российских музеев ежегодно начиная с 2013-го и воспринимаем их как статистическое отражение реальной ситуации в музейной сфере. Для наших музеев 2022 год оказался не худшим
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
3
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
4
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
Топ-50 самых популярных российских выставок за 2022 год составлен на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Во внимание принимались только художественные выставки или те, что содержали художественную составляющую
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
5
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
6
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
7
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Приоритеты, тренды, активности и другие перспективные формы работы отечественных музеев — в нашем обзоре
04.05.2023
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+