Воспитание инвестора

№57, октябрь 2017
№57
Материал из газеты

Столичное правительство выставило на аукцион ансамбль Императорского московского воспитательного дома. Полтора десятка исторических зданий вблизи Кремля ждут будущих покупателей

Дореволюционный вид ансамбля Императорского московского воспитательного дома со стороны Москвы-реки. 1888 г. Фото: Н. Найденов / ГПИБ
Дореволюционный вид ансамбля Императорского московского воспитательного дома со стороны Москвы-реки. 1888 г.
Фото: Н. Найденов / ГПИБ

Впервые в новейшей истории столицы объекты культурного наследия продаются инвесторам вместе с уже готовой концепцией развития, которую разработало для этой территории АО «Моспроект» и утвердил Архитектурный совет города Москвы. «Благодаря инвестиционному проекту, — уверяет главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, — территория станет открытой, проницаемой для публики и, по сути, вернется в городской оборот».

Речь идет о гигантском даже по столичным меркам участке площадью 11 га в самом центре города. Из 33 расположенных на этой земле зданий 9 — объекты культурного наследия, 5 — ценные градоформирующие объекты. Все они приписаны к единому адресу: Китайгородский проезд, д. 9/5. В действительности же комплекс занимает целый квартал между Москворецкой набережной и Солянкой: с запада территория ограничена Китайгородским проездом, с востока — Устьинским проездом, переходящим в Большой Устьинский мост. Изначально восточной границей участка была стена Белого города, упраздненного в 1760-м. Из камня разобранной крепостной стены и стали возводить Московский воспитательный дом. В трещинах старой штукатурки эти камни видны и сегодня.

Вид на Воспитательный дом в период между 1913–1916 гг. Фото: Фотографии старой Москвы
Вид на Воспитательный дом в период между 1913–1916 гг.
Фото: Фотографии старой Москвы

Третье сословие

«Екатерина II, императрица и самодержица всероссийская, для сохранения жизни и воспитания в пользу общества в бедности рожденных младенцев, а притом и в прибежище сирых и неимущих родильниц, повелела соорудить сие здание, которое заложено 1764 г. апреля 21-го дня» — такой текст выбит на закладной доске Воспитательного дома. Двадцать первое апреля было днем рождения государыни, сразу же передавшей в фонд строительства (средства собирали по подписке) 100 тыс. руб. и далее жертвовавшей каждый год половину этой суммы. На устройство Родильного института при Воспитательном доме 200 тыс. руб. дал Порфирий Демидов, ставший самым щедрым благодетелем. И почти 163 тыс. руб. из личных сбережений внес Иван Бецкой, первый директор заведения — он же президент Императорской академии художеств, личный секретарь императрицы, инициатор создания Смольного института и глава Комиссии по каменному строительству в обеих столицах. Иван Иванович и подсказал самодержице идею создания Воспитательного дома (впоследствии аналог московского заведения был открыт им и в Санкт-Петербурге).

Бецкой полагал, что через воспитание и образование детей, оставшихся без призора: сирот, подкидышей, незаконнорожденных младенцев, — возможно создать, вырастить третье сословие — среднее между привилегированным и податным, но свободное. Изначально было определено, что «все дети и их потомство» будут «на вечное время вольные». Свою романтическую идею Бецкой начал претворять в жизнь в 1767-м, когда архитектор Карл Бланк, автор вместе с Юрием Фельтеном проекта Воспитательного дома, построил вдоль набережной Москвы-реки его первое, западное каре.

Воспитательный дом. Интерьеры в период между 1900–1910 гг. Фото: Фотографии старой Москвы
Воспитательный дом. Интерьеры в период между 1900–1910 гг.
Фото: Фотографии старой Москвы

По традиции раннего классицизма ансамбль включал три замкнутых корпуса-каре: западный для мальчиков, восточный для девочек и соединяющий их центральный. Западный и центральный корпуса вместе оказались самым длинным зданием в дореволюционной России (379 м вдоль набережной). А восточный корпус появился лишь полтора века спустя.

Сирот здесь не только содержали, лечили и обучали ремеслам — воспитанникам давали настоящее образование, из них готовили — да, плотников, портних и каретников, но и бухгалтеров, и инженеров (из открытого здесь первого ремесленного училища выросло со временем МВТУ им. Н.Э.Баумана), и хирургов. В 1799 году в Воспитательном доме открылся Повивальный институт и первый в стране педиатрический стационар.

В пожаре 1812 года Воспитательный дом уцелел благодаря служителям, опекавшим 600 сирот и оставленных здесь раненых, русских и французов. Что до архитектурного облика ансамбля, то, расположенный рядом с Кремлем, он всегда оставался украшением города. В 1817-м пост главного архитектора Воспитательного дома перешел к Джованни Жилярди, затем к его знаменитому сыну Доменико, и тот развернул строительство со стороны Солянки — возвел увенчанное колоннами здание Опекунского совета, который ведал попечительством Воспитательного дома, и Николаевское сиротское училище, а ограда со стороны Солянки увенчалась воротами со скульптурами Ивана Витали.

Чтобы оценить значимость этого места в московском культурном ландшафте, можно вспомнить, например, что Льюис Кэрролл, посетивший город в 1867-м, наряду с Кремлем, Воробьевыми горами и Высоко-Петровским монастырем заглянул и сюда. По другой версии, он и жил в гостинице на территории Воспитательного дома. «Нам не удалось его как следует осмотреть, — пишет автор «Алисы в Стране чудес», — так как директора не было, к тому же многие из старших детей находились в это время в деревне — в результате мы не увидели практически ничего, кроме множества длинных и узких дортуаров, уставленных кроватями, нянек да бесчисленных младенцев. Все малыши были чистенькими, ухоженными и веселыми». И этот дом все еще стоит.

Тропики под крышей

29 сентября 2017 года, уже после объявления о предстоящем аукционе, в памятнике случился пожар. Не слишком мощный и разрушительный. Телеканал «Москва-24», единственный новостной источник, посчитавший необходимым сообщить о пожаре, упомянул о быстро потушенном огне, пролитых водой этажах здания и промокших, но, судя по всему, уцелевших деревянных перекрытиях. Столкновение со стихией лишний раз напомнило о хрупкости прекрасного, хотя у памятника и прежде было не очень много шансов уцелеть.

После революции 1917 года Воспитательный дом был упразднен и переименован во Дворец труда. Его здания занимали профсоюзы, одновременно тут располагались Дом охраны младенца и Институт акушерства, позже объединенные в Институт педиатрии (работал в этом месте до 1962 года). В 1938-м здесь поселилась Военная академия, затем — Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, которой постепенно отошла вся территория.

Так, согласно существующей концепции развития, должен выглядеть внутренний двор реконструированного Воспитательного дома
Так, согласно существующей концепции развития, должен выглядеть внутренний двор реконструированного Воспитательного дома

В том же 1938-м архитектор Иосиф Ловейко взялся довести до финала проект Карла Бланка и закончить ансамбль. Он начал строить фасадное здание восточного корпуса — примитивную и очень приблизительную копию старого оригинала. Но в 1950 году, когда собрались возводить еще одну, самую большую высотку, Сталин предложил поставить ее на месте Воспитательного дома. Ловейко удалось оттянуть решающий момент, высотку начали было строить на месте нынешнего парка «Зарядье» (соорудили фундамент, на котором впоследствии стояла гостиница «Россия»). Памятник был спасен, а Ловейко достроил восточное каре.

Теперь невидимый миру памятник возвращается в городское пространство. Ансамбль дошел до нас не в идеальном состоянии: Министерство обороны, в ведении которого он находился, не слишком тратилось на него. Но это и хорошо: здесь не меняли перекрытия, не разрушали сводчатые потолки и чугунные лестницы. Счистив поздние наслоения и вернув частично утраченную лепнину, все можно восстановить. По закону оба каре и центральный корпус должны быть сохранены, но могут быть дополнены. Внутри восточного корпуса, на месте небольшого здания 1930-х годов, предполагается возвести новую постройку.

Предполагаемый вид на комплекс Воспитательного дома после реконструкции
Предполагаемый вид на комплекс Воспитательного дома после реконструкции

В целом арифметика будущего строительства такова: из общей площади строений, составляющей 125393,7 кв. м, сохранится 117280 кв. м, остальные же объекты, названные в документе Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы диссонирующими (это неряшливого вида служебные постройки 1970-х годов), снесут. Но и классицизм не оставят в покое. Освоены будут чердачные помещения, в историческом западном каре предположительно возникнет перекрытый стеклянной крышей атриум. А в атриуме обещают разбить тропический сад.

Главному архитектору Москвы такая идея нравится — в качестве аргумента он приводит в пример перекрытый двор Британского музея в Лондоне. Сергей Кузнецов видит в этом решении и перекличку с оранжереей в открытом недавно парке «Зарядье». С ним тут вообще много пересечений: помимо гостиниц, апартаментов, оздоровительного центра, тут будут магазины и рестораны, которые заполнят и парк, и бывший Воспитательный дом, а праздная публика будет фланировать между двумя зонами отдыха.

В комплекс Воспитательного дома войдут строения площадью более 100 тыс. кв. м
В комплекс Воспитательного дома войдут строения площадью более 100 тыс. кв. м

На атриуме, впрочем, никто не настаивает. Делать или не делать — будет решать инвестор. В Департаменте города Москвы по конкурентной политике, который проводит аукцион, готовы дать застройщику определенную свободу. Фраза «не перегнуть с ограничениями» (речь идет об охранных обязательствах в отношении памятника), оброненная на пресс-конференции кем-то из чиновников, способна обнадежить потенциальных покупателей. Аукцион состоится в октябре, стартовая цена лота — 8,6 млрд руб. На реализацию проекта у инвестора будет пять лет.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+