18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как Калашников завоевал мир искусства

Сегодня, в День оружейника, в Москве торжественно открыли памятник Михаилу Калашникову, выполненный скульптором Салаватом Щербаковым. TANR вспоминает, кого из художников и дизайнеров вдохновило созданное конструктором оружие

Памятник оружейнику Михаилу Калашникову (1919–2013) работы скульптора Салавата Щербакова, созданный по инициативе Российского военно-исторического общества, открыт на пересечении улиц Садовая-Каретная и Долгоруковская. Монумент представляет собой двухчастный мемориальный комплекс: фигура конструктора с его автоматом АК, ставшим с 1949 года самым распространенным в мире стрелковым оружием, и архангел Михаил на крылатом коне, ниспровергающий дьявола в образе змея.

Художник Яго Якопо Кардилло выставлялся в павильоне Италии на Венецианской биеннале современного искусства в 2011 году. Его мрамор «Экскалибур» («Памятник бесчеловечности») 2016 года находится сейчас в частной коллекции.

Дизайнер Филипп Старк придумал светильник Guns для компании Flos в 2005 году. Вскоре он стал приметной деталью интерьера московского ресторана Bon (уже закрывшегося) и до сих пор остается чрезвычайно востребованным, несмотря на свою стоимость.

Расписанный Дэмиеном Херстом AK участвовал в благотворительной выставке в лондонском Институте современного искусства в пользу организации Peace One Day. На этой выставке 23 автомата подверглись художественной обработке целым рядом именитых художников, среди которых Нэнси Фоутс, Лэнглэндс и Белл, Брэн Саймондсон, Лейла Шава, дуэт Тима Нобла и Сью Вебстер, Дуглас Гордон, Энтони Гормли, Сара Лукас, Джереми Деллер и другие.

Британский художник Пол Дойман позирует со своими рисованными Калашниковыми.

Читая книгу о Михаиле Калашникове, австрийский дизайнер Райнер Вебер придумал конструкцию стульев из деталей разобранного АК-47, для обивки спинки и сидения которых использовалась сотканная вручную ткань. К креслу стоимостью $127 тыс. прилагаются аксессуары: подсвечник, также сделанный из АК-47, российская солдатская каска, покрытая золотом, и несколько десятков позолоченных патронов в патронташе.

Антонио Рьелло. Из серии «Дамское оружие». 1998. С этой серией оклеенных пайетками автоматов Рьелло в начале 2000-х покорял «Арт Москву».

Антимилитаристскую тему мексиканский художник Педро Рейес начал в 2008 году. Самой масштабной серией в этом направлении пока стала Disarm (2012), для которой почти 7 тыс. единиц недействующего оружия, в том числе автоматы Калашникова, были переделаны в музыкальные инструменты. До июня 2018 года художник развивает ее в рамках программы Distinguished Visiting Artist Центра искусств, наук и технологий при Массачусетском технологическом институте, для которой основательница музея «Гараж» Дарья Жукова два года назад пожертвовала $1 млн.

Проект Недко Солакова «Дискуссия» («Собственность»), посвященный российско-болгарской дискуссии о праве на производство автоматов АК-47 и представленный на основной выставке 52-й Венецианской биеннале современного искусства «Думай чувствами, чувствуй умом» в 2007 году, был удостоен специального упоминания жюри.

Легенда стрит-арта, которого называют основателем трафаретных граффити, Blek Le Rat (в миру Ксавье Пру) начал работать в 1980-х, и к сегодняшнему дню его произведения, несмотря на эфемерность жанра, успешно продаются. Так, за этого Давида с Калашниковым с 2006 года парижский аукцион Artcurial выручил $28 тыс., на треть выше эстимейта.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
7
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+