18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Впервые в Москве скульптуры и фотографии Бранкузи

№56
Материал из газеты

Работы Константина Бранкузи, радикально изменившего язык скульптуры, покажут в Мультимедиа Арт Музее — впервые в России

Выставка Константина Бранкузи (1876–1957), крупнейшего скульптора первой половины XX века, приедет в Мультимедиа Арт Музей из Центра Помпиду и, несомненно, станет одним из самых заметных событий 7-й Московской биеннале. Во-первых, потому что она — первая в России. Во-вторых, речь идет о фигуре, которая радикально изменила язык скульптуры. Все началось в Париже, куда молодой Бранкузи, поучившись в Школе изящных искусств в Бухаресте, добрался в 1904 году (по легенде пешком). Как скульптор к этому времени он уже успел получить признание у себя на родине в Румынии.

И тем не менее, в Париже он решил поучиться в Национальной школе изящных искусств у скульптора-академиста Антонена Мерсье, откуда вскоре ушел, как, впрочем, позже и от своего кумира Огюста Родена, с которым познакомился в 1906 году, и тот пригласил его поработать в своей мастерской. Их сотрудничество длилось около месяца, после чего Бранкузи, уже вполне освоивший уроки Родена в виртуозной работе с бронзой, решил идти своим путем. Крылатой стала его фраза: «Ничего не вырастет толком в тени большого дерева». А ровно через год появляется «Поцелуй» — простой куб, высеченный из известняка, две обнимающиеся фигуры с едва процарапанными волосами и глазами. И это была революция. Бранкузи перешел к непосредственной работе в материале. До этого все скульпторы вплоть до Родена сначала лепили модель в гипсе, затем она отливалась в бронзе.

Еще важнее было радикальное упрощение формы, что случилось не без влияния архаической и африканской скульптуры, которой тогда увлекались многие. Здесь невольно всплывают «Авиньонские девицы» Пабло Пикассо, появившиеся почти одновременно с «Поцелуем» и ознаменовавшие революцию в живописи. Дальше Бранкузи уже не сворачивает с этого пути, снова и снова возвращаясь к одним и тем же любимым образам-архетипам — «Поцелуй», «Спящая муза», «Птица в пространстве».

Проведя всю жизнь в Париже, Бранкузи не примкнул ни к одному художественному движению и слыл затворником, хотя и дружил с Модильяни, Леже, Анри Руссо, Дюшаном, Тцара.

Выделялся он и своим внешним видом: окладистая борода, простая одежда, — так и оставшись крестьянином из румынской деревушки Хобитца, откуда ушел в 12 лет. Выставляться в Париже в Салоне независимых он начал почти сразу, с 1906 года. И даже за океаном быстро приобрел известность. Пять его скульптур в 1913 году были показаны на легендарно-скандальной «Армори-шоу» в Нью-Йорке.

Но слава мало значила для скульптора, предпочитавшего ей тишину своей мастерской на Монпарнасе, где он выстраивал свои работы в целые композиции. Уже под конец жизни Бранкузи завещал все содержимое своего ателье (200 скульптур и постаментов, более 1,6 тыс. снимков, мебель, инструменты) Франции с одним условием: сохранить все как было.

Такой она и представлена в Центре Помпиду, в пространстве, выстроенном Ренцо Пьяно.

На московскую выставку привезут скульптуры, рисунки и более 150 фотографий Бранкузи. «Зачем писать о моих скульптурах? Почему просто не показать фотографии?» — объяснял Бранкузи свое увлечение. Снимал он свои работы неустанно, с разных углов зрения и расстояния, а учителем в этом деле был его друг Ман Рэй. Помимо фотографий, привезут еще и фильмы, которые Бранкузи снимал в 1920-1930-е. Центр Помпиду приобрел их в 2010 году.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+