18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От дома — к музею

№56
Материал из газеты

Первый директор музея в доме Мельникова представил первые итоги исследовательскойработы. Меняют ли они наш взгляд на этот архитектурный шедевр?

В декабре 2014 года дом архитектора Константина Мельникова открыл свои двери для широкой публики. Став филиалом Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева, за короткое время этот дом превратился в одну из самых интригующих московских достопримечательностей. Первые результаты его исследований, проведенных за три года сотрудниками Музея архитектуры, представил в книге «Дом Мельникова. Шедевр авангарда, жилой дом, архитектурный музей» Павел Кузнецов, возглавивший работу по созданию Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых. Книга раскрывает подробности строительства здания и его судьбу на протяжении всего XX века. Новые, ранее неизвестные или недоступные исторические сведения — безусловная ценность издания, но то, как эта информация представлена, вызовет удивление и разочарует даже самого неискушенного читателя.

Внешне напоминающее каталог к выставке благодаря достойному дизайну и большому количеству цветных иллюстраций (в том числе современных фотографий Дениса Есакова), эта книга на поверку оказывается чем-то средним между диссертацией, описанием архивных документов и отчетом о проделанной работе.

Сходство с диссертацией чисто внешнее. Обязательное наличие ссылок, вводная часть, так называемая степень научной разработанности (глава «Дом и его исследователи»), скупое описание фактических данных (глава «Строительство дома (1927–1929)») и очень сухая подача материала входят в противоречие с отсутствием сформулированной научной проблемы, гипотезы автора и методологии исследования. Объем текста не сильно превышает количество иллюстраций, что снижает градус научного пафоса.

Интригующий сюжет с эскизами ранее неизвестных проектов первого архитектора-конструктивиста, возникший во введении, представлен в книге тремя набросками фасадов Главснаба и двумя абзацами текста описательного характера, что приводит в недоумение. Казалось бы, открытие должно вызвать исследовательский интерес, но никаких подробностей читателям не дают.

Новые, достаточно занимательные, но чаще всего специальные сведения (измерительные данные, чертежи, финансовая отчетность на всех этапах строительства, юридические и страховые подробности) даны в качестве цитат из документов, выстроенных в хронологической последовательности. Многие цитаты избыточны.

В завершающей части приведено описание нынешнего состояния дома Мельникова, а также представлен подробный отчет обо всех этапах внутренних и внешних трансформаций, которые здание претерпело, превращаясь из жилого пространства в музей. Как и предыдущие, этот раздел лаконичен. Остается загадкой, каким образом эта информация может изменить наш взгляд на знаменитый дом Мельникова, расширить наши представления об одном из шедевров архитектурного авангарда. К сожалению, за бесконечным цитированием, списками, цифрами и отчетами о проделанной работе не видно ни самого зодчего, ни жилого дома, ни «шедевра авангарда».

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+