Дадаисты всех стран, объединяйтесь!

№56, сентябрь 2017
№56
Материал из газеты

К 100-летию дадаизма московский Музей Маяковского выпустил антологию русских откликов на деятельность западных авангардистов, репринт журнала берлинских радикалов «Дада побеждает!» № 3 и семь манифестов Тристана Тцара

Иван Пуни. «Голодная тарелка». 1910-е. Фото: Государственный музей В.В.Маяковского, Москва
«Дада побеждает!». Der Dada 3 / Дер Дада 3 / Репринт. Перевод. Комментарии / Государственный музей В.В.Маяковского. М., 2016. 36 с.
Тристан Тцара. 7 манифестов дада / Государственный музей В.В.Маяковского. М., 2016. 136 с.
«Вы гниете, и пожар начался...» Рецепция дадаизма в России / Государственный музей В.В.Маяковского. М., 2016. 152 с.
Иван Пуни. «Голодная тарелка». 1910-е.
Фото: Государственный музей В.В.Маяковского, Москва
«Дада побеждает!». Der Dada 3 / Дер Дада 3 / Репринт. Перевод. Комментарии / Государственный музей В.В.Маяковского. М., 2016. 36 с.
Тристан Тцара. 7 манифестов дада / Государственный музей В.В.Маяковского. М., 2016. 136 с.
«Вы гниете, и пожар начался...» Рецепция дадаизма в России / Государственный музей В.В.Маяковского. М., 2016. 152 с.

Для прошлого года 100-летие художественного анархизма, ставшего одним из важнейших источников всего искусства ХХ века, было такой же важной вехой, как для нынешнего — 100-летие Октябрьской революции. Юбилею движения дада, впервые заявившего о себе в цюрихском кабаре «Вольтер» в 1916 году, посвящали масштабные выставки, научные конференции и коллоквиумы, выпускали монографии и эффектные альбомы по всему миру. Совершенно логично, что в России главным местом, отмечавшим 100-летие дада, стал московский Государственный музей В.В.Маяковского.
Закрытый на реконструкцию музей обладает большой коллекцией книг и изданий западного и русского футуризма, поэтому при отсутствии возможностей готовить экспозиционные блокбастеры его научные сотрудники сосредоточились на издательской программе.

В узкой вертикальной книге непривычного формата Музей Маяковского издал семь манифестов дада, написанных Тристаном Тцара. Вступительная статья и комментарии к этому мемориалу сделаны Еленой Гальцевой, манифесты превосходно перевел Николай Зубков. Публикация манифестов Тристана Тцара имеет большую издательскую историю. Первый раз он собрал свои декларации в 1924-м, затем опубликовал их в 1963-м, объединив со сборником прозаических текстов. Научная публикация этих документов вошла в первый том шеститомного собрания сочинений Тристана Тцара, подготовленный Анри Беаром в 1975-м. Юбилейный сборник, выпущенный в Москве, следует именно за этим, тщательно прокомментированным томом. Открывается сборник «Манифестом господина Антипирина», который был исполнен 14 июля 1916 года на самом первом «Вечере дада» в Цюрихе. Далее следуют «Манифест дада» 1918 года, «Заявление без претензий», «Манифест господина за антифилософа» и другие исторические заявления большой культурной важности.

Антология русских авторов, изучавших дадизм или же полемизирующих о его месте в искусстве, называется «Вы гниете, и пожар начался…» (составитель и автор вступительной статьи, а также автор биографических сведений — Томаш Гланц, примечания Дмитрия Карпова), и самое интересное здесь — непосредственная реакция российских интеллектуалов на горячие европейские моды своей эпохи, что называется «в режиме реального времени».

Наукообразный подзаголовок сборника («Рецепция дадаизма в России») скрывает полемические страсти и попытки рационального объяснения авангардного искусства. Ведь ни дадаизм, ни сюрреализм, наследовавший первой волне радикальных художественных экспериментов, в России не прижились. Томаш Гланц объясняет, что «Владимир Ленин не был приверженцем авангардного искусства, но на протяжении 1920‑х годов продолжалась откровенная и достаточно плюралистическая дискуссия по поводу искусства, литературы и культурной идеологии, охватывающая заграничные центры русскоязычной литературы — Берлин, Прагу, Париж».

Чуть позже многие советские просветители и интеллектуалы попали в эмиграцию, из-за чего их яркие тексты оказались выведенными из культурного обихода. Так что эта антология выглядит вполне свежей из-за публикации в ней статей и очерков Романа Якобсона («Письма с Запада. Дада»), Валентина Парнаха («Кризис французской поэзии» и «Современный Париж»), двух очерков Сергея Шаршуна («Дадаизм, компиляция» и «Мое участие во французском дадаистическом движении»), важного эссе Абрама Эфроса («Дада и Дадизм»). Вошел в сборник и «Семидневный смотр французской живописи» Владимира Маяковского, написанный по итогам его путешествия во Францию осенью 1922 года.

Еще для любителей аутентичности к 100-летию дадаизма Музей Маяковского выпустил репринт (первое полное издание на русском языке) третьего номера легендарного журнала Der Dada, издававшегося берлинскими художественными радикалами в 1919–1920 годах. В одну изящную папку вложена брошюра Константина Дудакова-Кашуро с его эссе и комментариями и искусственно состаренная тетрадка самого журнала. Здесь интересно все: и насыщенный текст публикатора, соединенный с переводами на русский всех немецких текстов первоисточника (отметим попытки современных верстальщиков сохранить сложную авангардистскую верстку со скачущими строчками, порой встающими на дыбы), и сама архивная реликвия, которую приятно держать в руках.

«ДАДА — это надувательство! Никакого вождя антисемитов не существует? — вопрошает 11-я пожелтевшая страница и тут же сама себе отвечает: — Для вас уже все готово — только возьмите». Что ж, берем и помним, читаем и радуемся, что еще одной культурной лакуной в нашем отечественном книгоиздании стало меньше.

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+