18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Еврейском музее и центре толерантности обновили послевоенный раздел

№56
Материал из газеты

Теперь это одна из самых наглядных и честных музейных экспозиций, посвященных истории массовых репрессий в СССР

В музее, который рассказывает историю появления и существования евреев в России, раздел об эпохе с 1946 года и до конца 1960-х и прежде занимал внушительное место. Последний фрагмент этой части экспозиции — типичная квартира шестидесятников с аскетичной модернистской мебелью и кухонными разговорами под звуки «„Голоса Америки“ из Вашингтона» — с момента открытия музея воспринималась посетителями как чистый аттракцион. Он таким и остался, но теперь это не объект наблюдения: в тотальную инсталляцию под названием «Советская квартира» можно зайти, повесить шляпу в прихожей и присесть.

В отличие от этого зала, остальные выгородки послевоенной экспозиции изменились кардинально. Она отталкивается от послевоенных надежд: у евреев к ожиданию мирной жизни прибавлялась радость от создания государства Израиль. Именно поэтому из каретки старенькой «Олимпии» выползают первые подписанные документы об установлении межгосударственных отношений.

Никто еще не знает, что отношения эти будут недолгими и что уже запущен процесс разгрома Еврейского антифашистского комитета, — и нам напоминают, что полвека назад были расстреляны все его члены, кроме единственной женщины, академика Лины Штерн, а еще раньше убит великий Михоэлс. И что тысячи людей были расстреляны и отправлены в тюрьмы и лагеря по сфабрикованному «делу врачей».

Есть здесь «Архив», устроенный по образу и подобию Центрального архива КГБ, и выкрашенная унылой краской одиночка Лубянской тюрьмы. Можно зайти в нее, сесть на застеленную жидким одеялом койку, закрыть дверь («родную», из Бутырки) и послушать голоса: в камере нон-стоп звучат воспоминания бывших узников. В зале Незабытых имен мы слышим имена жертв.

И в каждом из обновлен­ных залов теперь присутствует искусство — это очень отличает нынешний Еврейский музей от того, что открылся в 2012 году. Тогда экспозиция воспринималась как парад трюков и аттракционов. Сегодня мы видим не только уникальные предметы традиционного еврейского обихода, но и предметы искусства. Пока выставлена мизерная часть коллекции, но огромное полотно Мане Каца и множество графики — Анатолия Каплана, Меера Аксельрода, голова Соломона Михоэлса работы Гавриила Гликмана (гипсовая модель надгробного памятника) — напоминают о том, что Еврейский музей — это еще и художественная институция.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+