18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Великий эксперимент на месте «России»

№56
Материал из газеты

Парк «Зарядье», созданный в самом центре Москвы по проекту американского архитектурного бюро Diller Scofidio + Renfro, претендует на звание если не лучшего, то по крайней мере сложнейшего урбанистического проекта современности

Во вторые выходные осени, 9–10 сентября, Москва будет отмечать свое 870-летие. В череде мероприятий локального праздника ожидается крупное событие мирового масштаба — открытие парка «Зарядье», который спроектировало бюро Diller Scofidio + Renfro, победитель большого международного архитектурного конкурса.

«По многим параметрам проект абсолютно иного уровня и качества, чем все, что делалось в Москве до сих пор. Мы создали важный прецедент международного общения, показав, что зарубежные архитекторы могут не только предложить концепцию, но и реализовать ее в соответствии с первоначальным проектом. И это с учетом того, что речь идет об участке с насыщенным историческим прошлым, расположенном вблизи Кремля», — сказал TANR главный архитектор Москвы, руководитель авторского коллектива проектировщиков парка «Зарядье» Сергей Кузнецов.

Берег утопии

Этот квартал в 13 га, ставший символом советской и постсоветской утопии из-за массы нереализованных или компромиссных проектов, начал заселяться еще в XII веке. Зарядье со Средних веков и до конца XIX столетия было местом бойкой торговли c крупной пристанью на Москва-реке (символически она вернулась теперь в виде причала для прогулочных теплоходов), а с вынужденным уходом еврейских купцов с Глебовского подворья в 1891 году стало превращаться в трущобы.

Понятно, что покосившиеся домики и лавчонки никоим образом не соответствовали идеалам советского градостроительства, и сформировавшийся с XVII века рисунок улиц и переулков был стерт вместе с ними. По Генплану 1935 года образовавшаяся гигантская площадка отводилась под строительство Наркомата тяжелой промышленности. Тогда лучшие архитекторы, среди них братья Веснины, Борис Иофан и Аркадий Мордвинов, работали над фантастическими проектами, воплощение которых приблизило бы визуальный облик города к декорациям фильма «Метрополис». Однако им не суждено было осуществиться: началась война, после которой здесь решили строить восьмую и самую величественную высотку, выше здания МГУ на Воробьевых горах. Над ней работал архитектор Дмитрий Чечулин, автор ряда крупных проектов, в том числе застройки Триумфальной площади и дома на Котельнической набережной. Со смертью Иоси­фа Сталина строительство свернули, а спустя десять лет на уже возведенном стилобате возникла гостиница «Россия», также спроектированная Чечулиным.

К миллениуму московские власти признали ее морально и физически устаревшей и решили реконструировать, тендер выиграла компания «СТ Девелопмент» Шалвы Чигиринского. На месте «России» бизнесмен хотел построить гостинично-офисный комплекс, к созданию которого был привлечен невероятно востребованный тогда у российских девелоперов сэр Норман Фостер. По его предложению треть площадей отводилась под музейный комплекс с Национальным центром культуры и искусств, будущее которого десять лет назад в Москве обсуждали директора всех главных мировых музеев и галерей. Однако проект британского архитектора так и остался на бумаге, а «СТ Девелопмент», пытаясь вернуть потраченные на снос здания 5 млрд руб., погрязла в судебных разбирательствах. В 2011 году заговорили о том, что на месте «России» может появиться парламентский центр или деловой центр с гостиницей. Но еще год спустя президент РФ Владимир Путин при осмотре самого дорогого в мире пустыря ($1,5 млрд, по оценке Forbes) предложил разбить там парк.

Не болото, а заливные луга

Решение такого уровня было поддержано международным конкурсом на ландшафт­но-архитектурную концепцию парка «Зарядье», в жюри которого заседали исполнительный директор Прицкеровской премии Марта Торн и эксперт в области городской социологии, профессор Колумбийского университета Саския Сассен. По значимости столичные власти сравнивали его с конкурсами на проекты мемориального комплекса Ground Zero в Нью-Йорке и культурного района Западный Коулун в Гонконге и напоминали, что за последние полвека в Москве не появилось ни одного парка, а с таким расположением — так и вовсе нигде в мире.

Среди приоритетных задач в конкурсной документации называлось сохранение рельефа с перепадом высот, то есть, по сути, создание системы террас без выдающихся построек из-за расположения рядом с объектами всемирного наследия ЮНЕСКО — Московским Кремлем и Красной площадью. Из почти сотни концепций лучшей была признана программа американского бюро Diller Scofidio + Renfro, которое специализируется на проектах для образовательных и культурных учреждений. Первым и очень удачным их парком стал Хай-Лайн, разбитый в 10 м над землей на заброшенной железнодорожной линии в Нью-Йорке.

Москву архитекторы повели по линии так называемого природного урбанизма. Они предложили воссоздать в «Зарядье», на их взгляд, типичные для России ландшафтные зоны: тундру, степь, леса и заливные луга. Последние в авторской концепции назывались болотами, что не только звучало не очень хорошо, но и шло вразрез с реалиями: все же полей в стране больше, чем болот. В итоге луга с прудами расположатся на юго-западе парка, ближе к Красной площади будет высажена березовая роща, а вдоль Варварки — северные кустарники и мхи. Сразу за тундрой начнется территория отеля на пересечении Китайгородского проезда и Варварки, которую к открытию «Зарядья» обещают сделать пешеходной. Ландшафтные зоны расположены на террасах, которые спускаются к реке и, как следует из концепции, наслаиваются друг на друга.

В местах смены зон естественное и руко­творное смыкаются, и на стыке образуются павильоны для различных программ «Зарядья». Здания должны быть укрыты зелеными насаждениями и максимально вписываться во вновь созданный ландшафт. Окончательно они растворятся в нем через несколько лет, когда растения приживутся и вырастут на нужную высоту. На этом фоне особенно заметными станут доминанты проекта.

Первая — концертный зал, который курирует руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев (на зал приходится 25,2 тыс. кв. м из 78 тыс. кв. м, отведенных под объекты в целом), его планируют открыть в 2018 году. На уровне крыши он будет соединяться с искусственным ландшафтом так называемой стеклянной корой — прозрачной конструкцией, внутри которой даже зимой будет поддерживаться тепло для посетителей уличного амфитеатра.

Еще один климатический аттракцион — ледяная пещера в зоне тундры с круглогодичной отрицательной температурой, в нее уже завезли 70 т воды для заморозки. Символично, что автором пещеры стал комиссар Антарктической биеннале, художник и моряк Александр Пономарев. Из развлечений здесь обещают тематические выставки и лекции об исторических арктических экспедициях, освоении Антарктики и бар с согревающими напитками.

Вторая доминанта парка — «Парящий мост». Конструкция в форме буквы «V» высотой 13 м начинается в парке и выдается почти на середину реки. Предполагается, что пешеходы будут доходить до крайней точки над водой, фотографировать открыточные виды, разворачиваться и возвращаться в парк, ступая по комфортному деревянному покрытию. Работы в «Зарядье» и устройство моста повлекли за собой реконструкцию Москворецкой набережной (этим объектом и концертным залом занимается ТПО «Резерв» Владимира Плоткина, занявшее в конкурсе на ландшафтную концепцию парка второе место). Набережную и парк соединит подземный переход, где устроят кафе, магазины и археологическую экспозицию.

От археологии к современности

C так и не реализованным проектом Нормана Фостера нынешний роднит присутствие музеев и исторических памятников. Помимо сохранившихся храмов XVII–XIX веков, Старого Английского двора XVI–XVII веков (филиал Музея Москвы) и палат бояр Романовых (филиал Исторического музея), здесь появится археологический музей «Зарядье». Основным экспонатом должен стать фрагмент Китайгородской стены XVI века, его дополнят россыпью сделанных за последние 100 лет, в том числе при строительстве парка, находок: монетами, изразцами, предметами быта.

Музейные выставки будут проходить на минус первом этаже Медиацентра, где уже приступили к монтажу аттракциона со спецэффектами «Полет над Россией» и «Полет над Москвой». В сентябре РОСИЗО откроет здесь выставку «Русская Арктика» с экспонатами из собственной коллекции и из собраний Российского этнографического музея, Музея Арктики и Антарктики, фото и видео из фондов Госархива РФ и Российского географического общества. По словам генерального директора РОСИЗО Сергея Перова, присутствие музейно-выставочного объединения в «Зарядье» — важная задача и возможность обратиться к самой широкой аудитории.

А в Третьяковской галерее рассчитывают, что часть посетителей «Зарядья» станет их новыми зрителями: весной 2018 года в Медиацентре музей представит свой проект «Изображая Россию» (на этот же год запланировано открытие нового корпуса находящейся в пешей доступности Третьяковки). Концептуально он соответствует тематике парка: через полотна и произведения художников нескольких веков, от Федора Алексеева до группы «Синий суп», на выставке будет раскрываться тема многообразия природы и климата страны.

«Мы не рассматриваем площадку в „Зарядье“ как филиал, это для нас одно из пространств, где мы можем показать то, чем владеем, вместе с признанными шедеврами представить произведения, которые редко экспонируются. Подобного рода выставки ставят несколько иные задачи, чем те, что мы делаем в своих собственных музейных залах», — рассказала TANR директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Сейчас итоговая смета парка «Зарядье» оценивается в 22–27 млрд руб., окончательные цифры будут названы уже после выхода номера в печать. Для сравнения, нью-йоркский Хай-Лайн стоил $200 млн, или 12 млрд руб., большая часть от этой суммы — частные пожертвования. «Зарядье» же решили строить на бюджетные средства. Власти объясняют так: инвесторам нужны коммерческие площади, а в этом случае культурно-общественная идея исказится.

Вход на территорию «Зарядья» будет бесплатным и круглосуточным. По предварительным расчетам, одновременно в парке могут находиться 15 тыс. человек, а за год его посетят до 12 млн человек.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+