Музейщики и художники высказались в защиту Серебренникова

Опрошенные TANR художники, критики и музейные руководители едины в своем отношении к уголовному преследованию художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова и действующей системе государственных закупок

Кирилл Серебренников. Фото: Александра Мудрац/ТАСС
Кирилл Серебренников.
Фото: Александра Мудрац/ТАСС

23 августа Басманный суд Москвы отправил под домашний арест художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова. Всемирно известного театрального и кинорежиссера обвиняют в хищении 68 млн бюджетных рублей, выделенных для междисциплинарного проекта «Платформа». В 2011–2012 годах в одном из цехов «Винзавода» «Платформа» объединила театр, танец, музыку и медиа. К работе были приглашены не только выпускники курса Серебренникова в Школе-студии МХАТ, создавшие после окончания учебы «Седьмую студию», но и другие профессионалы из разных областей искусства.

Начавшаяся с абсурдных подозрений в самом существовании спектаклей «Платформы», которые видели тысячи зрителей и на которые были написаны десятки рецензий в разных СМИ, и завершившаяся арестом режиссера история оставляет мало надежды на продолжение очевидно полезного и успешного начинания Кирилла Серебренникова и его команды. Слова поддержки Кириллу Серебренникову высказали множество деятелей культуры и искусства в России и за ее пределами. Петицию с требованием прекратить уголовное преследование режиссера за два дня подписали уже 20 тыс. человек. В числе поручившихся за него в суде — глава Союза театральных деятелей Александр Калягин, гендиректор Большого театра Владимир Урин, директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и многие другие.

Мы попросили деятелей культуры, соприкасавшихся с Кириллом Серебренниковым, выразить свое отношение к происшедшему, рассказать об особенностях работы с госфинансированием и сказать, чувствуют ли они себя теперь более уязвимыми.


Василий Церетели, директор Московского музея современного искусства (ММОМА):

Василий Церетели. Фото: МРИ
Василий Церетели.
Фото: МРИ

«Я в любом случае считаю, что это нонсенс и Кирилл Серебренников полностью невиновен. Человек творческий ставит спектакли, снимает кино — как можно мешать ему создавать новые проекты, новое искусство, новые ценности для нашей страны? Все, что Кирилл Серебренников делает, является несомненным вкладом в развитие культуры.

Система госзакупок, которая сейчас существует, на мой взгляд, неприемлема для культурных и музейных учреждений, у нее должен быть другой формат, чем при закупках, например, асфальта или военной техники. Безусловно, все должно быть прозрачно, но сейчас понижение цены достигается за счет понижения качества.

Как музейный руководитель, я не считаю, что стал более уязвимым после этого инцидента, у каждого свои проекты, и нельзя сравнивать спектакль и выставку. Но, безусловно, мы видим изначально неправильный подход к решению вопроса: неправильно преследовать режиссера, неправильно добиваться показаний у людей, которые сидят и наверняка готовы сказать что угодно, лишь бы их отпустили».


Софья Троценко, директор Фонда поддержки современного искусства «Винзавод»:

Софья Троценко. Фото: ЦСИ ВИНЗАВОД
Софья Троценко.
Фото: ЦСИ ВИНЗАВОД

«Слово „культура“ в русском языке имеет два значения. Во-первых, это отрасль и все, что связано с институциональной деятельностью. Как отрасль она имеет регулятора-министерство, события, деятелей и их достижения. Во-вторых же, это уровень взаимопонимания в обществе, оценка общественных привычек и отношений. Кирилл так много сделал для общества и русской культуры в обоих смыслах, что как минимум заслуживает должного к себе отношения. С ним же обращаются как с преступником, совершившим насильственные преступления, человеком, представляющим для общества несомненную опасность. Что, несомненно, возмутительно».


Сергей Хачатуров, искусствовед, куратор:

Сергей Хачатуров. Фото: ais-aica.ru
Сергей Хачатуров.
Фото: ais-aica.ru

«Кирилл Серебренников выпустил целое море проектов на „Платформе“: мультимедийных, театральных — разных. Подключил плеяду художников. Воспитал плеяду потрясающих артистов, лучших из лучших нового поколения в России. Сделал с десяток культовых спектаклей („Отморозки“, „Сон в летнюю ночь“, „Охота на Снарка“). Не зря же Минкульт тогда ему благодарность выписал. А сейчас фабрикуется дело, касающееся проекта 2011–2014 годов. Вывод: под ударом может быть любой, кто получает деньги от государства.

Доподлинно знаю: бюджетное финансирование требует, чтобы сперва проект был сделан, а потом уже открыто финансирование на его производство. То есть это абсурд. Специалист, создающий проект в сфере культуры, находится в положении подозреваемого всегда. И любого можно привлечь к ответственности, потому что правила игры невозможно исполнить».


Андрей Шелютто, художник, дизайнер:

Андрей Шелютто. Фото: Гриша Белкин
Андрей Шелютто.
Фото: Гриша Белкин

«Государственные деньги приходят всегда после проекта. Аванс в том числе, если он вообще есть. Делая проект, художник тратит свои деньги, спонсируя не то государство, не то чиновников, зажавших деньги до 31 декабря. Тратя свои и занятые у друзей деньги в жутком цейтноте, художник не думает о договорах с теми, кого подключил к работе за свои собственные наличные, о копиях чеков, о том, чтобы выбрать самые дешевые шурупы, палки, краски (если не самые дешевые, то это нарушение). Потом приходят государственные деньги. Почти всегда после обеда 31 декабря. Рубль к концу года падает в два раза, денег всегда оказывается меньше, чем художник потратил из своих и взятых в долг у друзей в валюте, а все, на что у художника нет чеков или договоров, считается украденным у государства. Вот и весь механизм. Теперь многим становится, надеюсь, виднее, что это еще и хороший репрессивный механизм. Не за идеологию сажают, не за эстетические расхождения (это самое страшное, обидное для чиновников), а за воровство народных денег».


Андрей Блохин, художник, участник Recycle Group:

Андрей Блохин. Фото: из личного архива
Андрей Блохин.
Фото: из личного архива

«Как и вся здравомыслящая общественность, мы удивлены и шокированы ситуацией с арестом Кирилла Серебренникова. Я уверен, что Кирилл — гениальный, выдающийся режиссер, который должен работать и делать спектакли, а не сидеть под арестом.

У Recycle Group, наверное, к счастью, не было опыта работы, завязанной напрямую на государственном финансировании, мы всегда обходились частными деньгами. Да нам особо и не предлагали делать что-то за деньги государства. При этом я понимаю, что в такой сфере, как театр, обойтись без госфинансирования практически невозможно, слишком много сил вовлечено в процесс.

Надеюсь, что к концу домашнего ареста Кирилла Серебренникова следствие хотя бы смягчит решение, одумается, и его не посадят. Могу только надеяться на это, потому что в процессе участвует машина, которая может делать многое с жизнями людей».

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+