Чем меньше эстимейт, тем больше азарта

Восточно-Европейский антикварный дом провел аукцион со стартовыми ценами в $1 — и наторговал на 60,7 млн руб.

Прелюбопытнейший аукцион накануне праздника всех женщин провел Восточно-Европейский антикварный
дом — «Ювелирные украшения, предметы декоративно-прикладного искусства». Привлекал не столько подбор лотов, где вольно чередовались антиквариат и произведения современных ювелиров, сколько стартовая цена на значительную  часть предметов (95 лотов) из первого раздела каталога, где были представлены собственно ювелирные украшения, — $1 (один доллар). За эту менее чем символическую цену можно было приобрести — в теории, разумеется, — современное колье с бриллиантами (США, золото 750-й пробы, черное родиевое покрытие, 160 бриллиантов круглой огранки общей массой 15,86 карата, 155 черных бриллиантов огранки «груша» общей массой 91,59 карата) или же, к примеру, старинные серьги в благородной простоте позднеклассического дизайна (Швеция, золото 750-й пробы, 52 бриллианта старинной огранки «роза», 2 граната). Или брошь-подвеску в стиле модерн (золото 56-й пробы, центральный бриллиант угловатой 58-гранной формы, 20 бриллиантов круглой старинной упрощенной огранки, 15 алмазов). Ну или самые  классические в мире дамские наручные часы Cartier Panther Ronde — в оригинальном футляре, с оригинального же дизайна браслетом. Но это в теории. На практике счастливому покупателю пришлось бы уплатить Восточно-Европейскому антикварному дому еще как минимум 15 центов  buyer’s premium. И что? Разве это деньги?

Тщетно призывал учредитель аукционного дома Сергей Юдин обратить внимание, скажем, на ликерный набор «Васильки» из прозрачного стекла фирмы Галле (1880–1890-е), одно из лучших ранних произведений Эмиля Галле, притом в абсолютной сохранности (лот 260, эстимейт 0,985–1 млн руб.). Или хотя бы на антикварное кольцо с бриллиантом (лот 21, XIX  век,  золото 56-й пробы, 1 бриллиант старинной огранки) — да, всего один бриллиант, но ведь это же Вигстрём, господа, сам Хенрик Вигстрём, сотрудничавший с самим Фаберже! Однако публика практически единогласно проигнорировала вторую часть каталога — ту, где предметы декоративно-прикладного искусства: столовое серебро, фарфор, вазы Галле и братьев Дом (нашел покупателя только мейсенский фарфоровый подсвечник, приобретенный по нижней планке эстимейта — за 145 тыс. руб.). А что касается Вигстрёма, то лот 21 хоть и поднялся в цене с $1 до 40 тыс. руб., но разве это сравнить, к примеру, с лотом 20, тоже кольцом (платина 950-й пробы, центральный бриллиант «изумрудной» огранки массой 7,02 карата, 2 бриллианта трапециевидной формы огранки общей расчетной массой 1,18 карата, стартовая цена $1), что стало топ-лотом этого аукциона: 6,5 млн руб. от покупателя по телефону! На втором месте тоже современное колечко (лот 10), тоже золотое, с бриллиантом огранки «радиант» весом 8,08 карата в центре и 162 бриллиантами общей массой 1,41 карата: 4,8 млн руб., продано! И на третьем — примерно то же самое (лот 16), 4 млн руб.

В итоге аукцион 1 марта показал приличный для наших широт результат: с молотка ушло 104 лота из 288 (36%), а выручка достигла 60,7 млн руб. Притом абсолютное, подавляющее большинство этих миллионов было заработано как раз на вещах, что для авантажности, с целью провокации покупателя, нарочно были низведены в разряд «все за $1», — а вот сопоставимые с ними предметы, принимавшие участие в этом аукционе, но с реальным эстимейтом (например, лот 159, золотое кольцо с бриллиантами, центральный весом 7,7 карата, эстимейт 6,46–6,5 млн руб.; или лот 2, платиновые серьги с бриллиантами, эстимейт 1,6–1,8 млн руб.), разжечь страсть обладания ни в ком из присутствовавших так и не смогли.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+