18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Убежище ангелов и святых

№55
Материал из газеты

Книга, изданная Метрополитен-­музеем, в 30 очерках исследует Иерусалим в Средние века, когда «город был домом наибольшему числу культур, религий и языков»

На недавней выставке «После Караваджо» в лондонской Национальной галерее экспонировался холст, отличавшийся особой пронзительностью. Гефсиманский сад. В кромешной тьме лишь огонь факелов отражается на доспехах солдат. Иуда, подавшийся вперед в предательском поцелуе. Лицо Иисуса, наполненное в минуту пленения мучительной красотой. Волнующий сюжет, с такой силой отраженный Караваджо, мог бы стать символом города, где происходили эти события.
Иерусалим и сегодня продолжает вызывать сложные чувства. Постоянно растет количество людей, пораженных «иерусалимским синдромом», когда после посещения святых мест у паломников возникает комплекс мессии. И нет на земле другого такого места, где так бурлила бы мощная смесь культур, религий и национальностей. Мольба царя Давида в вавилонском пленении отзывается в душах людей любых вероисповеданий, стоит им только задуматься о значении этого города: «Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иеру­салима во главе веселия моего».

Книгу, изданную Метрополитен-музеем, приурочили к прошлогодней выставке. В ней в 30 очерках исследуется мультикультурализм города в Средние века, включая торговлю и паломничество, расцветшие между 1000 и 1400 годами. Именно тогда «более, чем в любой другой период, город был домом наибольшему числу культур, религий и языков». Несомненный интерес вызывают глава о влиянии на Иерусалим францисканцев (оно восходит к первому посещению города святым Франциском в 1219-м) и очерк о меценатской деятельности мусульманских женщин, написанный на основе помещенных здесь же текстов из Корана 1358 года. А иранская книга примерно 1335 года из библиотеки стамбульского дворца-музея Топкапы дает представление о мастерстве мусульман-шиитов, которые, в отличие от суннитов, не отказывались от фигуративности в изобразительных искусствах.

Авторы сборника стремились соблюсти баланс между разными вероисповеданиями и видами искусства, нашедшими свое отражение в истории Иерусалима. Эсхатология, наполняющая образы города, который Саладин называл убежищем «ангелов и святых», рассмотрена в главе «В поисках вечного Иеру­салима» с парой иллюстраций из древнееврейской рукописи «Барселонская Агада» (около 1360) из Британской библиотеки.

В Средние века подобные места паломничества «действовали как пороговые пространства, снимающие религиозные, социальные и гендерные различия» и воспринимались как «убежище ангелов и святых».

«Иерусалимский синдром», об открытии которого впервые сообщил Британский журнал психиатрии в 2000 году, можно приложить к любой стадии исторического развития этого города. Только за предыдущее десятилетие 1,2 тыс. иностранных туристов были госпитализированы после посещения Иерусалима с «тяжелыми психическими расстройствами». 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+