Пит Мондриан: все включено. От картин до коллекции граммофонов

№55, июль-август 2017
№55
Материал из газеты

Гементемузеум показывает все работы художника и его личные вещи

Победа буги-вуги. 1942 Gemeentemuseum den haaG
Победа буги-вуги. 1942 Gemeentemuseum den haaG

Музеи Нидерландов продолжают праздновать 100-летие группы De Stijl, а Гементемузеум посвятил одну из своих юбилейных проектов главному художнику объединения — Питу Мондриану, показав все 300 его работ из своего собрания. Это в два раза больше, чем на последней ретроспективе, прошедшей здесь же в 1994 году. Нынешняя экспозиция, выстроенная хронологически, расширяет и дополняет ту, уже далекую по времени выставку, говорит директор Гементемузеума Бенно Темпел. «В той версии практически не было ранних работ, к тому же она была очень традиционной — только искусство, что в наше постмодернистское время выглядит анахронизмом. Есть же еще контекст времени, биография художника», — объясняет Темпел.

Деревья близ Оеле. 1908 Gemeentemuseum den haaG
Деревья близ Оеле. 1908 Gemeentemuseum den haaG

Контекст и биографию Мондриана на выставке воссоздает обширный документальный материал: фотографии Мондриана, его письма, личные вещи, включая даже коллекцию граммофонов. Мондриан обожал джаз: американская художница Ли Краснер вспоминала, как однажды он танцевал с ней в одном из ночных клубов Нью-Йорка. Тому, отчего в Гементемузеуме сегодня самое внушительное собрание работ Мондриана, есть объяснение.

Mondriaan in zijn atelier in Parijs (1933). Фото: Charles Karsten/Collectie RKD DH
Mondriaan in zijn atelier in Parijs (1933).
Фото: Charles Karsten/Collectie RKD DH

Вскоре после открытия гаагского муниципального музея в 1935 году друзья художника подарили новой институции одну из его знаковых композиций — 1933 года с изображением лозы и четырех желтых линий. «Она стала чуть ли не первой абстракцией в нашей коллекции и поэтому не сочеталась в экспозиции ни с чем», — рассказывает Темпел. Но изобретательные кураторы нашли выход, поместив ее на лестничной клетке.

Колокольня церкви в Домбурге. 1911 Gemeentemuseum den haaG
Колокольня церкви в Домбурге. 1911 Gemeentemuseum den haaG

Большая же часть работ Мондриана начала поступать в музей в 1950-е годы и позже, когда его тогдашний директор Луис Висенбек стал тесно взаимодействовать с коллекционером и арт-дилером Саломоном Слейпером. Оба они пережили Вторую мировую и поэтому, как замечает Темпел, «вместо того чтобы смотреть назад, смотрели вперед». Они начали собирать и представлять публике то искусство, которое может объединить всех независимо от истории, религии или личной биографии. И Мондриан здесь был несомненно вне конкуренции. К выставке также подготовлены и изданы полная биография Пита Мондриана и каталог всех его работ из собрания Гементемузеума.

Гементемузеум
Открытие Мондриана
До 24 сентября

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+