18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Найденные на Биржевой площади артефакты музеефицируют

Археологические находки, обнаруженные во время реализации программы «Моя улица», планируют передать Музею Москвы и показать на выставке. Решение о музеефикации фрагментов усадеб XIV–XV веков и фундамента Благовещенской церкви пока не принято

Предметы из раскопок на Биржевой площади. Фото: Мосгорнаследие
Предметы из раскопок на Биржевой площади.
Фото: Мосгорнаследие

На раскопках на пересечении Ильинки с Богоявленским переулком, где ранее в составе московского посада находился Ильинский крестец (то есть перекресток), а позднее появилась Биржевая площадь, археологи обнаружили предметы быта горожан XII–XVIII веков, усадьбы XIV–XV веков и части фундамента Благовещенской церкви 1566 года постройки. Среди находок — ремесленные инструменты, нательные кресты, элементы стеклянных браслетов и прочих украшений, фрагменты керамических изделий, монеты. Эти и другие предметы, найденные в ходе работ по программе «Моя улица», 15 августа можно будет увидеть на выставке в Музее Москвы.

Раскопки на Биржевой площади. Фото: Мосгорнаследие
Раскопки на Биржевой площади.
Фото: Мосгорнаследие

Отметим, что на прошлой неделе в социальных сетях широкий резонанс вызвал пост о планах города свернуть работы археологов на Биржевой площади. Столичные власти поспешили заверить, что исследования продолжатся до сентября, а может, и до ноября текущего года. При этом не исключено, что площадь раскопа будет увеличена на треть.

Раскопки на Биржевой площади. Фото: Мосгорнаследие
Раскопки на Биржевой площади.
Фото: Мосгорнаследие

Что будет с фрагментами находившейся здесь Благовещенской церкви, а также соседних усадеб XIV–XV веков, пока неизвестно. «После всесторонних исследований будет приниматься решение о возможной музеефикации выявленных архитектурно-археологических объектов. Все найденные объекты будут зафиксированы графически и фотографически. Коллекцию артефактов, найденных на Биржевой площади, передадут в Музей Москвы», — говорится в сообщении Мосгорнаследия.

Раскопки на Биржевой площади. Фото: Мосгорнаследие
Раскопки на Биржевой площади.
Фото: Мосгорнаследие

О перспективах сохранения обнаруженных зданий и вариантах их музеефикации TANR рассказал Андрей Баталов, заместитель по науке генерального директора Музеев Московского Кремля.

«Самое ценное в этом раскопе, безусловно, церковь, разрушенная еще в XVIII веке. Это остатки храма Благовещения подворья Иосифо-Волоцкого монастыря, сакральный топос центра города, который важно сохранить. По плану в этом месте должны были проходить коммуникации фонтана, который собираются открыть на площади. Теперь необходимо скорректировать трассу, но решение об этом еще не принято. Теоретически, если же город откажется от злосчастного фонтана, я вижу два выхода: первый — законсервировать находку и закрыть до лучших времен, второй — если позволяют средства, устроить подземный музей, то есть восстановить целостность площади, дав возможность тем, кому интересно, увидеть находки.

Предметы из раскопок на Биржевой площади. Фото: Мосгорнаследие
Предметы из раскопок на Биржевой площади.
Фото: Мосгорнаследие

Второй вариант предпочтителен, поскольку мы понимаем, что, если сейчас засыпать, все, скорее всего, погибнет, археологический памятник будет уничтожен. Такой способ музеефикации, как археологические окна, здесь вряд ли возможен. Это очень дорогое удовольствие, в нашем климате — сверхдорогое. В Москве таких окон всего два, оба на Ивановской площади в Кремле, и, помимо того, что стоят такие музейные шурфы много миллионов, эти сооружения сложны в эксплуатации и требуют постоянных затрат. Подземный музей устроить, конечно, намного дешевле. В него даже не обязательно делать свободный доступ, это может быть, например, вход по записи. Но при создании в таком музее определенного температурно-влажностного режима все находки — и каменные фундаменты, и деревянные фрагменты — реально сохранить».

Раскопки на Биржевой площади. Фото: Мосгорнаследие
Раскопки на Биржевой площади.
Фото: Мосгорнаследие
Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
3
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
4
Новым директором Третьяковской галереи назначена Елена Проничева
Зельфира Трегулова, возглавлявшая главный музей национального искусства восемь лет, покидает должность в связи с истечением срока трудового договора
09.02.2023
Новым директором Третьяковской галереи назначена Елена Проничева
5
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+