Найденные на Биржевой площади артефакты музеефицируют

Археологические находки, обнаруженные во время реализации программы «Моя улица», планируют передать Музею Москвы и показать на выставке. Решение о музеефикации фрагментов усадеб XIV–XV веков и фундамента Благовещенской церкви пока не принято

Предметы из раскопок на Биржевой площади. Фото: Мосгорнаследие
Предметы из раскопок на Биржевой площади.
Фото: Мосгорнаследие

На раскопках на пересечении Ильинки с Богоявленским переулком, где ранее в составе московского посада находился Ильинский крестец (то есть перекресток), а позднее появилась Биржевая площадь, археологи обнаружили предметы быта горожан XII–XVIII веков, усадьбы XIV–XV веков и части фундамента Благовещенской церкви 1566 года постройки. Среди находок — ремесленные инструменты, нательные кресты, элементы стеклянных браслетов и прочих украшений, фрагменты керамических изделий, монеты. Эти и другие предметы, найденные в ходе работ по программе «Моя улица», 15 августа можно будет увидеть на выставке в Музее Москвы.

Раскопки на Биржевой площади. Фото: Мосгорнаследие
Раскопки на Биржевой площади.
Фото: Мосгорнаследие

Отметим, что на прошлой неделе в социальных сетях широкий резонанс вызвал пост о планах города свернуть работы археологов на Биржевой площади. Столичные власти поспешили заверить, что исследования продолжатся до сентября, а может, и до ноября текущего года. При этом не исключено, что площадь раскопа будет увеличена на треть.

Раскопки на Биржевой площади. Фото: Мосгорнаследие
Раскопки на Биржевой площади.
Фото: Мосгорнаследие

Что будет с фрагментами находившейся здесь Благовещенской церкви, а также соседних усадеб XIV–XV веков, пока неизвестно. «После всесторонних исследований будет приниматься решение о возможной музеефикации выявленных архитектурно-археологических объектов. Все найденные объекты будут зафиксированы графически и фотографически. Коллекцию артефактов, найденных на Биржевой площади, передадут в Музей Москвы», — говорится в сообщении Мосгорнаследия.

Раскопки на Биржевой площади. Фото: Мосгорнаследие
Раскопки на Биржевой площади.
Фото: Мосгорнаследие

О перспективах сохранения обнаруженных зданий и вариантах их музеефикации TANR рассказал Андрей Баталов, заместитель по науке генерального директора Музеев Московского Кремля.

«Самое ценное в этом раскопе, безусловно, церковь, разрушенная еще в XVIII веке. Это остатки храма Благовещения подворья Иосифо-Волоцкого монастыря, сакральный топос центра города, который важно сохранить. По плану в этом месте должны были проходить коммуникации фонтана, который собираются открыть на площади. Теперь необходимо скорректировать трассу, но решение об этом еще не принято. Теоретически, если же город откажется от злосчастного фонтана, я вижу два выхода: первый — законсервировать находку и закрыть до лучших времен, второй — если позволяют средства, устроить подземный музей, то есть восстановить целостность площади, дав возможность тем, кому интересно, увидеть находки.

Предметы из раскопок на Биржевой площади. Фото: Мосгорнаследие
Предметы из раскопок на Биржевой площади.
Фото: Мосгорнаследие

Второй вариант предпочтителен, поскольку мы понимаем, что, если сейчас засыпать, все, скорее всего, погибнет, археологический памятник будет уничтожен. Такой способ музеефикации, как археологические окна, здесь вряд ли возможен. Это очень дорогое удовольствие, в нашем климате — сверхдорогое. В Москве таких окон всего два, оба на Ивановской площади в Кремле, и, помимо того, что стоят такие музейные шурфы много миллионов, эти сооружения сложны в эксплуатации и требуют постоянных затрат. Подземный музей устроить, конечно, намного дешевле. В него даже не обязательно делать свободный доступ, это может быть, например, вход по записи. Но при создании в таком музее определенного температурно-влажностного режима все находки — и каменные фундаменты, и деревянные фрагменты — реально сохранить».

Раскопки на Биржевой площади. Фото: Мосгорнаследие
Раскопки на Биржевой площади.
Фото: Мосгорнаследие
Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+