18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Тино Сегал поставит московские музеи в неловкие «ситуации»

№55
Материал из газеты

В Новой Третьяковке и Музее архитектуры им. А. Щусева фонд V-A-C покажет "сконструированные ситуации" Тино Сегала, участниками которых станут зрители

У Тино Сегала (р. 1976) армия поклонников. Он нарасхват в лучших музеях мира. Тейт Модерн, Музей Гуггенхайма, Стеделейк, парижский Пале-де-Токио — далеко не полный список институций, где уже прошли его выставки. Без Сегала не обходится ни одно крупное событие: он участник прошлой Documenta, а в 2013-м получил «Золотого льва» Венецианской биеннале. Этим летом семь его произведений, уже ставших классикой жанра, благодаря фонду V–A–C можно будет увидеть и в Москве. Выставка развернется на двух площадках: четыре работы в Новой Третьяковке на Крымском Валу, три — в Музее архитектуры им. А.В.Щусева.

Работы Сегала гипнотизируют, а иногда и шокируют зрителей, которые часто вообще не ассоциируют с искусством эти действа, зависшие где-то между балетом и флешмобом, которые сам художник называет «сконструированными ситуациями», избегая слова «перформанс». Актеров постановок подчас не отличишь от посетителей, а порой в них задействованы музейные смотрители и охрана. Неподготовленный зритель, придя в музей, попадает в «возмущенное» энергетическое поле некоего действа, где привычная стерильная среда белого куба вдруг начинает выходить из-под контроля. Кто-то, видя целующуюся пару на музейном полу, проходит мимо, отводя глаза, другие ругают распущенную молодежь.

Но ни времена, ни нравы тут не виноваты. В работе «Поцелуй» ее участники принимают позы, взятые из лучших «художественных» поцелуев — от Густава Климта и Огюста Родена до Джеффа Кунса. Неожиданно выглядят и музейные смотрители, встречающие пришедших речовкой: «Это пропаганда, вы понимаете?», апеллируя на самом деле к работам 1970-х Ханса Хааке и Андреа Фрейзер, критикующих политику арт-институций. В «Этой вариации» зритель попадает в темный зал, где лишь спустя некоторое время начинает различать звуки и движения интерпретаторов. Две эти работы среди прочих тоже покажут в Москве.

Возможно, охватившая арт-мир сегаломания связана с тем, что Тино Сегал дает зрителю то, чего так не хватает в современном искусстве. Он возвращает произведению его давно утраченную ауру. Когда любую работу можно репродуцировать, растиражировать и продать, работы Сегала выбиваются из логики эпохи технической воспроизводимости. Он запрещает любое их воспроизведение, так что увидеть их можно только на выставке. И пусть эфемерность искусства, которая столь восхищает в его работах, в конечном счете также иллюзия. Потому что не все столь мимолетно, как выглядит на первый взгляд. Свои «ситуации» Сегал тоже продает для показа в музеях, «тиражирует», повторяя их. Страстные споры о художнике все никак не утихают, однако магия Сегала не блекнет от критических замечаний (среди его критиков столь могущественная фигура, как Бенджамин Бухло), между тем ряды его фанатов растут в геометрической прогрессии.
В течение шести недель в Новой Третьяковке и Государственной галерее на Солянке также будут проходить лекции и мастер-классы с участием российских и зарубежных интеллектуалов. Образовательной программой руководит Рио Руцингер, арт-директор научного отдела танцевального фестиваля ImPulsTanz Vienna.

Разные площадки
V–A–C Live: Тино Сегал
1 августа – 14 сентября

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+