18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Как устроен Музей Москвы

№55
Материал из газеты

Музей Москвы - один из самых старых и в то же время динамично развивающихся музеев города. Он объединяет пять музеев, на этот год запланировано открытие Центра Гиляровского в Столешниковом переулке

1. Музей Москвы. основное здание

Основан в 1896 году по инициативе городской думы как Музей городского хозяйства. Первоначально размещался в Крестовских водонапорных башнях. С тех пор несколько раз сменил название, местоположение и концепцию.

Коллекция: более 1 млн предметов, в том числе археологические находки, живопись, плакаты и фотографии, редкие книги, предметы быта.
Здание: музей размещается в бывших Провиантских складах, построенных Василием Стасовым в 1835 году. С 1930-х годов здания использовались как автобаза генштаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а позднее — Министерства обороны. Музей занимает архитектурный комплекс с 2011 года.
Адрес: Зубовский бул., д. 2
Выставочная площадь: 6 тыс. кв. м
Концепция: пока не имеет постоянной экспозиции — она появится после окончания работ по приспособлению зданий и станет экспресс-курсом для всех, кто хочет понять город. Сейчас в музее проходят временные выставки об истории города и его настоящем, лекции, кинопоказы и городские фестивали.
Ближайшие мероприятия: выставка «Три фестиваля»
(1 августа – 25 сентября) о Всемирных фестивалях молодежи и студентов, которые проходили в Москве в 1957 и 1985 годах, и о грядущем осенью этого года в Сочи.

2. Музей археологии Москвы

Образован на месте проведения археологических исследований Манежной площади в 1993–1996 годах. Начал работу в 1997 году, однако уже через 15 лет его пришлось реконструировать из-за серьезных технологических нарушений, допущенных при строительстве. Снова открыт для публики с 2015 года.

Здание: многоуровневый подземный павильон, построенный вокруг обнаруженных во время раскопок устоев Воскресенского моста через реку Неглинную XVII–XVIII веков. Самая глубокая точка находится на 7,5 м ниже уровня современного города, что соответствует толщине культурного слоя в этом месте.
Адрес: Манежная пл., д. 1а
Выставочная площадь: 800 кв. м
Концепция: посвящен археологии Москвы и ее ближайшей округи от палеолита до XVII века. Экспозиция состоит из предметов быта, орудий труда и оружия из различных материалов, от кости до металла. Здесь же можно увидеть найденные в Москве клады, в том числе клад-гигант XVII века из Старого Гостиного Двора, включавший 95 тыс. серебряных копеек, 350 западноевропейских талеров и 16 сосудов. Помимо истории города, в музее можно получить представление о целях, задачах и методах археологии как науки.
Ближайшие мероприятия: игры-квесты «Лист открытий» (13 и 15 августа), приуроченные ко Дню археолога.

3. Старый Английский двор

Одна из древнейших каменных построек города была передана Музею истории Москвы (Музей Москвы до 2009 года) в 1987 году, но в нынешнем виде музей открылся только в 1994 году при участии британской королевы Елизаветы II.

Здание: парадные палаты, соединяющие купеческую контору со складскими помещениями, были построены в 1510-х годах. В 1556 году Иван IV Грозный пожаловал двор «Московской компании», основанной английскими купцами для торговли с Русью. Палаты Старого Английского двора — старейшее из сохранившихся в Москве зданий официальных представительств иностранных государств.
Адрес: ул. Варварка, д. 4а
Выставочная площадь: 552 кв. м
Концепция: отталкиваясь от истории палат, которая тесно связана с зарождением русско-английских отношений в эпоху Ивана IV и Елизаветы I, музей рассказывает о формировании и развитии торговых, политических и культурных связей Московской Руси с зарубежными странами и, благодаря сохранившимся предметам и историческим реконструкциям, воссоздает бытовую среду английского купеческого дома, который существовал на Варварке в XVI–XVII веках.
Ближайшие мероприятия: пешеходные экскурсии по историческому центру города «Великий посад Москвы»;
концерты старинной музыки в Казенной палате.

4. Музей истории Лефортово

Открыт в 2000 году к 300-летию со дня основания Лефортово.

Здание: находится на первом этаже жилого многоквартирного дома.
Адрес: Крюковская ул., д. 23
Выставочная площадь: 253,9 кв. м
Концепция: посвящен истории района с момента основания до сегодняшнего дня. Особое внимание уделено петровскому времени и личности первого русского императора. Среди экспонатов немало подлинных исторических памятников, связанных с разными этапами истории района. Например, скромная на вид солонка, которой в экспозиции выделена целая витрина. Предмет столового убранства является памятным сувениром, связанным с рождением цесаревны Анны Павловны. По этому случаю в Москве был устроен торжественный обед для дворян губернии, на котором гостям вручались небольшие подарки, одним из которых и была снятая со стола солонка.
Ближайшие мероприятия: выставка «Нить судьбы» (до 11 ноября) об истории вышивки в XVIII–ХХ веках;
пешеходная экскурсия по архитектурным памятникам Лефортово «Минувшее проходит предо мною...»;
детская программа «День рождения в музее» (до 15 июля) — интерактивная экскурсия по музею, включающая исторические игры.

5. Усадьба Влахернское-Кузьминки

В состав музея входит несколько построек дворянской усадьбы XVIII–XIX веков, которые были присоединены к нему с 1999 по 2008 год.

Здания: архитектурный комплекс усадьбы Влахернское-Кузьминки сформировался в основном в XVIII–XIX веках. Ее 300-летняя история связана с двумя дворянскими фамилиями: Строгановых, которым усадьба принадлежала до 1757 года, и Голицыных. К музею относятся Служительский флигель, Западный и Восточный флигели господского дома (сам дом сгорел в начале XX века), Ванный домик и хозяйственная постройка «Птичник-кузня». Все они были построены в 1820-х годах.
Адрес: Тополевая аллея, д. 6
Общая выставочная площадь: 1,1 тыс. кв. м
Концепция: здесь можно познакомиться с культурой и бытом дворянской усадьбы XIX века и посмотреть, как жили прежние ее хозяева, узнать об истории рода князей Голицыных и времени, когда усадьба сдавалась под дачи. Отдельная экспозиция посвящена Влахернской иконе Божией Матери. В будущем планируется открыть в усадьбе экоферму. Такой формат выбрали из-за прошлого усадьбы: при Голицыных здесь выращивали экзотические фрукты, держали конюшню и скотный двор.
Ближайшие мероприятия: выставка «Сады и парки. Влахернское-Кузьминки. Искусство пейзажного парка» (до 10 сентября).

6. Центр Гиляровского

Открытие центра, носящего имя одного из самых известных бытописателей столицы — Владимира Гиляровского, запланировано на 2017 год.

Здание: откроется неподалеку от места, где жил Гиляровский.
Адрес: Столешников пер., д. 9, стр. 5
Концепция: предполагается, что центр станет не мемориальным музеем, а открытой площадкой для сменных выставок. Организовывать их будут сами горожане: краеведы, городские активисты, архитекторы, художники, журналисты и многие другие. Первым в центре должен открыться проект об одном из самых зловещих районов, который описал Гиляровский, — о Хитровке.

Вышедшие из состава

Музей Дома на набережной (A)

Основан в 1989 году по инициативе жительницы дома Тамары Тер-Егиазарян на основе коллекции вещей, собранной жителями Дома правительства. Стал частью Музея Москвы, получив статус государственного, в 2013 году. В апреле этого года покинул объединение и вошел в состав Музея истории ГУЛАГа.
Адрес: ул. Серафимовича, д. 2, под. 1

Музей русской гармоники А. Мирека (B)

Возник как частный музей для показа коллекции музыкальных инструментов: аккордеонов, баянов и гармоник, собранной профессором истории и теории музыки Альфредом Миреком. Открылся в 2000 году в составе Музея Москвы. В мае этого года стал филиалом Государственного мемориального музея А.Н.Скрябина.
Адрес:  2-я Тверская-Ямская, д. 18


Алина Сапрыкина
Генеральный директор

"Мы связываем прошлое, настоящее и будущее"

После переезда в Провиантские склады перед нами встала задача сделать новый, прогрессивный музей столицы из институции, которая начиналась как краеведческий музей, а потом долго переезжала и потерялась на карте города. Мы хотим связать прошлое, настоящее и будущее Москвы, рассказывать о ней интересно и по-новому и стать местом, формирующим любовь к городу и его понимание. А город — это живой, постоянно движущийся организм, где главное — люди, и они в Москве очень разные.

С одной стороны, Музей Москвы хранит историю, а с другой — это центр современной городской культуры, представляющий ее и отчасти даже моделирующий. У нас есть большая красивая площадка, профессиональная команда и богатейшая коллекция. Когда я пришла в музей четыре года назад, мало кто представлял себе ее масштабы, и за это время произошло новое открытие собрания и для музея, и для города. Мы сделали выставку «Азбука музея», своего рода репетицию будущего открытого хранения. Потом появилась идея цикла выставок, в создании которых участвовали бы горожане разных профессий, которые бы составляли личный рассказ о Москве на основе наших фондовых, библиотечных и архивных предметов. Так с помощью людей мы стали оживлять и вещи, и события. Нашими сокураторами уже выступили композитор Владимир Мартынов, журналист Леонид Парфенов, писательница Людмила Улицкая, историк моды Александр Васильев, пианист Петр Айду, скоро будет проект с художником Леонидом Тишковым. Коллекция Музея Москвы насчитывает более 1 млн артефактов и является одной из крупнейших в России. Это карты, планы, макеты, живопись, графика, скульптура, книги, документы, фотографии, афиши, реклама, открытки, археологические находки, предметы быта и городской среды, одежда, автомобили и многое другое. Все, что сейчас находят во время раскопок в рамках программы благоустройства города «Моя улица», передается в Музей Москвы. Еще одна особенность: коллекция пополняется во многом за счет того, что приносят в дар сами жители на протяжении всех лет работы музея. В этом смысле можно сказать, что Музей Москвы — коллективный проект горожан.

Наше собрание — само по себе выставка, которую сформировало время. Музей менялся на протяжении 120 лет, был зеркалом города: в конце XIX века он возник как Музей городского хозяйства, в 20-е годы XX века превратился в Московский коммунальный музей, при Сталине стал Музеем реконструкции Москвы, в 1980-е годы — Музеем истории Москвы и, наконец, сейчас — просто Музеем Москвы. Каждое изменение следовало за переменой ситуации в столице. Например, в 1930-е годы расширяли улицы, снесли Сухареву башню, где на тот момент находился музей, и сам он стал местом презентации развития Москвы, а главным экспонатом в нем — макет Генплана 1935 года. И так происходило на каждом этапе существования музея. Сейчас он совмещает в себе все предыдущие ипостаси и наконец находится на соответствующей площадке. Она тоже экспонат, редкий образец ампира XIX века. Таким образом, Музей Москвы не только рассказывает всю историю города с неолита по наши дни, активно заглядывая в день завтрашний, но и сам является ее особенной частью.

Сегодня Музейное объединение «Музей Москвы» — это, собственно, сам Музей Москвы и еще четыре музея-отдела: Музей археологии Москвы, Старый Английский двор, Музей истории Лефортово и Усадьба Влахернское-Кузьминки. В конце года откроется еще одно наше подразделение — Центр Гиляровского.

В современном городском музее можно узнать самое главное о городе, причем не одну большую историю, а целый набор, живой калейдоскоп личных рассказов. Важно, чтобы люди не только получали информацию, но и могли поучаствовать в городской жизни. Зачем сегодня нужен Музей Москвы? Чтобы жизнь горожан стала лучше, как ни банально это звучит. Кому он нужен больше всего? Всем нам, жителям, небезразличным к своему городу. Готовя каждое мероприятие, мы задаем себе вопрос, как оно поможет сделать разнообразнее и гармоничнее жизнь людей разных верований, возрастов, идейных воззрений в огромном, развивающемся мегаполисе с великой и непростой историей.

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
4
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Малевич а-ля Веласкес
Этот автопортрет вполне можно назвать легендарным. И дело не только в художественных достоинствах
07.05.2025
Малевич а-ля Веласкес
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+