18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

На «Крыше» Европы

№55
Материал из газеты

Лондонское дизайн-бюро Robert Angell Design International отреставрировало бальный зал "Крыша" в "Гранд Отеле Европа" бережно и уважительно к изысканной старине

В самом сердце Санкт-Петербурга, на углу Невского проспекта и Михайловской улицы, вот уже 142 года принимает гостей в своих стенах старейшая в городе гостиница класса люкс «Гранд Отель Европа». Открытая в 1875 году, за свою продолжительную историю она видела немало именитых гостей: здесь император Николай II встречался с принцем Сиама, ужинал Петр Ильич Чайковский, давали концерты сэр Элтон Джон и Уитни Хьюстон.

Поддержание звания одного из лучших отелей требует постоянной работы по сохранению и обновлению уникальных интерьеров, а также свежих идей и их идеальной реализации. Планы гостиницы амбициозны: уже отреставрирован исторический фасад здания, в 2017 году будут обновлены 114 номеров, интерьер которых оценивается в $4 млн.

Номерной фонд гостиницы разнообразен: четыре вида люксов, в том числе самые просторные в Северной столице президентские апартаменты, расположенные на 350 кв. м, а также авангардные люксы, названные в честь величайших художников и скульпторов. «Малевич» — яркий и акцентный, имеющий простые и четкие геометрические элементы в интерьере. «Кандинский» отсылает к абстракционизму, переплетению цвета и форм. Кубический «Архипенко» и его игра с негативным пространством. Революционный «Лисицкий», балансирующий на грани советской пропаганды и китча. И классический «Родченко» — с первыми образцами советского дизайна и рекламы, не теряющих популярности.
Отдельная гордость — рестораны. Два года назад в «Гранд Отеле Европа» был открыт AZIA с богатым паназиатским меню и барной картой на любой вкус. Успех заведения обуславливается педантичным подходом владельцев: концепция продумывалась около семи лет, премьера стала важным событием для Петербурга. Другую часть света представляет ресторан «Европа», расположенный на втором этаже. Зал в стиле модерн, спроектированный архитектором Карлом Маккензеном, существует в отеле с 1905 года и украшен витражными потолками, деревянной резьбой и знаменитым панно «Аполлон на колеснице».

В марте этого года распахнул свои двери после реставрации легендарный бальный зал «Крыша», созданный в 1909 году по проекту Федора Лидваля и имеющий, как и каждый уголок оте­ля, свою историю. В первоначальном плане зала не существовало, но возраставшая популярность гостиницы требовала ее расширения. Проект надстройки мансарды над пятым этажом утвердил сам император Николай II.

Мансарду возвели за один год, а открывшийся на летней террасе ресторан «Крыша» практически сразу стал лучшим в Петербурге. Пообедать в нем считалось таким же обязательным пунктом для приезжего, как осмотр достопримечательностей. Тем более что оба занятия можно было совместить: возвышающийся над городскими постройками в самом сердце города, отель давал возможность взглянуть на него с непривычного ракурса. Это отмечали и многочисленные именитые гости. Так, в 1912 году великий русский поэт Александр Блок писал: «Завтракали на крыше Европейской гостиницы, там занятно: дорожки, цветники и вид на весь Петербург, который прикидывается оттуда Парижем».

Слава «Крыши» пережила и царскую, и советскую эпохи. В сталинское время в рестораны могли ходить далеко не все, основную аудиторию составляли иностранцы, генералы и народные артисты. Но постепенно сознание граждан изменилось. Известный петербургский краевед Лев Лурье так говорит о «Крыше»: «В середине 1950‑х модная городская молодежь преодолела робость, вошла в крутящуюся дверь „Европейской“, поднялась на „Крышу“ и оказалась в другом мире».
Ресторан формировал в своих стенах по-настоящему новую советскую интеллигенцию. Здесь сложился круг творческих и деловых людей: начинающих, но уже известных художников, режиссеров «Ленфильма», адвокатов, стиляг, артистов, спортсменов, композиторов и представителей ленинградской литературы. Бывали здесь и Иосиф Бродский, и Сергей Довлатов.

Реставрация «Крыши» была выполнена по проекту лондонского дизайн-бюро Robert Angell Design International, которое бережно и уважительно отнеслось к историческому наследию. Все помещения, от элегантного лобби и террасы до самого бального зала, связаны единым стилевым решением и легкими пастельными тонами. Вход в фойе оформлен ажурной решеткой ручной ковки с оригинальной отливной ручкой. Стены украшены обоями с дамасским узором цвета селадон в унисон с богатыми портьерами с растительными мотивами.

Блистательный бальный зал площадью 300 кв. м перекрыт остекленным витражным коробовым сводом. Стекло позволяет дневному свету проникать внутрь и отражаться в огромном количестве зеркал, которыми зал обрамлен. Интерьер принадлежит к неоклассике, украшен лепными узорами и хрустальными элементами. Стенам придали перламутровый жемчужно-серый оттенок, что гораздо сильнее выделило рельефные лепные композиции карниза с изображениями путти и сатиров.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+