18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

О «новой грамотности» на IV Уральской индустриальной биеннале расскажут 60 художников

Во время Уральской индустриальной биеннале современного искусства зрителей пустят на закрытые объекты

Тема IV Уральской индустриальной биеннале, основной проект которой откроется в Екатеринбурге 14 сентября, оказалась сложнее, чем можно было подумать. Чтобы описать, чему будут посвящены работы 60 международных художников на площадке Уральского приборостроительного завода, куратор биеннале Жоан Рибас из Музея современного искусства Серралвеш в Порту поделил ее главную тему «Новая грамотность» на три направления: «Образ как свидетель», «Хореография капитала» и «Сопротивляющееся слово».

Первое объясняет, как изображение может быть посредником между нашим воображением и действительностью. «Образы хранят больше информации, чем мы сами, вместе с тем цифровой архив эфемерен и может в любой момент исчезнуть», — пояснил куратор. «Хореография капитала» подразумевает мысли художников о движении масс, движении между странами и внутри городов, движении людей по собственной жизни. «Сопротивляющееся слово» посвящено идеям о новом визуальном и образном языке, в котором текст играет не меньшую роль, чем изображение. «Мы исследовали, как картинка вытесняет текст. Было интересно, каким может стать новый текст, может ли он собираться не только из слов и какие новые символы могут существовать в нем». Эти три метафоры будут развивать российские авторы, среди которых, например, Евгений Гранильщиков, группировка ЗИП, Оля Кройтор, Таус Махачева, Кирилл Преображенский, Павел Отдельнов, объединение «Куда бегут собаки». К ним присоединятся участники из 23 стран, от Палестины до Португалии, от Лондона и до Нью-Йорка. При этом среди них заявлены Дженни Хольцер и братья Люмьер.

«Новая грамотность — это результат, к которому стремится любая революция. Все лучшие умы спорят о том, куда приведет четвертая индустриальная революция. Мы подумали, почему бы четвертую биеннале не посвятить этой же теме», — отметила комиссар биеннале, глава дирекции регионального развития ГЦСИ — РОСИЗО Алиса Прудникова. Она также добавила, что пристальное внимание в этом году уделено параллельной и специальной программам, а кроме того арт-резиденциям (куратор Женя Чайка), разместившимся в индустриальных пространствах. По ним уже с 15 июля планируется запустить специальные автобусные маршруты, которые объединят 27 уральских городов, включая закрытые площадки (например, Соляные пещеры или Карагайский карьер). Задействован и московский Государственный центр современного искусства, где пройдет выставка уральских художников.

Биеннале подразумевает и проведение исследований. На симпозиуме в дни открытия основного проекта обсудят существование искусства в новых экономических условиях и построение утопии, где материальный мир полностью перейдет в цифровой. В числе прочего планируется изучить, как к современному искусству относятся рабочие, которые трудились на производствах, площадки которых стали теперь выставочным пространством для совриска. Параллельная программа пока еще формируется, но точно известно, что покажут два масштабных проекта: «Авангардная архитектура городов большого Урала» и проект «Миростроение» в Нижнем Тагиле. Обязательная для биеннале образовательная программа готовится совместно с Уральским федеральным университетом, а на перформанс-платформе пройдет серия спектаклей.

Вся эта разветвленная структура поддерживается бюджетом в размере более 30 млн руб. — это федеральные, региональные и привлеченные средства. Как отметил генеральный директор ГЦСИ — РОСИЗО Сергей Перов, «о таких бюджетах Московская биеннале молодого искусства может только мечтать». Причину этого он тоже назвал: «Сейчас мы делаем акцент на развитие искусства в регионах, а Уральская биеннале, которая в 2012 году вошла в десятку лучших мировых биеннале, — проект уникальный не только для России, но и для всего мира».

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+