Коллекционирование как предмет научных исследований

№54, июнь 2017
№54
Материал из газеты

Центр истории коллекционирования при Коллекции Фрика отмечает свое десятилетие публикацией книги и планирует активнее сотрудничать с собирателями искусства

Слева направо: директор Центра истории коллекционирования Инге Рейст и заместители директора Эсме Кодбах и Саманта Дойч. PHOTO : MICHAEL BODYCOMB
Слева направо: директор Центра истории коллекционирования Инге Рейст и заместители директора Эсме Кодбах и Саманта Дойч. PHOTO : MICHAEL BODYCOMB

В 2007 году, когда Коллекция Фрика (нью-йоркский музей, названный по имени создателя) основала Центр истории коллекционирования, эта сфера была сравнительно неразвитой. Лишь немногие ученые уделяли внимание роли покровителей искусства, предпочтения которых могут составить для художника целый рынок или даже сформировать канон. «Когда я училась в докторантуре в одном из колледжей Лиги плюща, исследования коллекций и арт-рынка не поощрялись, — говорит директор-основатель Инге Рейст, получившая докторскую степень в Колумбийском университете. — Основное внимание всегда уделялось стилистическим влияниям и иконографии. Несомненно, все это очень важно, но все-таки без коллекционеров музеи, особенно в США, не стали бы тем, чем они являются сегодня».

В наши дни ситуация изменилась, и отчасти это заслуга Центра истории коллекционирования, отмечающего в этом году свое десятилетие. Благодаря публикациям, симпозиумам, стипендиям, книжной премии, проектам по изучению устной истории и многому другому Инге Рейст и ее соратникам удалось превратить коллекционирование в полноценную область научного интереса.

Жан-Батист Карпо. «Уголино и сыновья». Дар частных коллекционеров Метрополитен-музею. Courtesy of Metmuseum
Жан-Батист Карпо. «Уголино и сыновья». Дар частных коллекционеров Метрополитен-музею. Courtesy of Metmuseum

«Момент был подходящий», — говорит Рейст, имея в виду бум коллекционирования, случившийся в последнее десятилетие. Выставки и каталоги, такие как посвященные коллекции Роберта и Джейн Мейерхофф в Национальной художественной галерее или семьи Стайнов в Метрополитен-музее, открыли новые пути перед исследователями послевоенной американской живописи и парижского авангарда начала ХХ века соответственно. У центра даже появились свои последователи: в прошлом году в Лондоне было основано Общество истории коллекционирования.

Десятилетие центр отметил публикацией, посвященной первой декаде своей деятельности; в книгу вошли в том числе интервью с коллекционерами Эли и Эдит Брод. В рамках праздничной программы в мае состоялся симпозиум под названием «Скульптура. Коллекционирование и экспонирование. 1600–2000». Еще одно мероприятие, запланированное на 3–4 ноября в Художественном музее Филадельфии, будет посвящено выставке «Старые мастера сегодня. Открывая заново коллекцию Джона Г. Джонсона».  Кроме того, Рейст планирует выпустить серию книг, посвященных ключевым законодателям моды в искусстве, и стремится активнее сотрудничать с современными коллекционерами, чтобы сделать «первые наброски для истории». «Мне хотелось бы больше работать с теми, кто, может быть, еще только начинает карьеру коллекционера», — говорит она.

Несмотря на то что кое-кто из авторитетных коллекционеров, к которым обращалась Рейст, не спешит откровенничать и просит отложить на некоторое время публикацию своих устных рассказов, директор центра не переживает: «Мы собираемся работать в этой области еще долго».

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+