Как искусство стало в Америке символом власти

№54, июнь 2017
№54
Материал из газеты

Книга 1972 года о сложных отношениях государства и мира искусства, давно вошедшая в разряд классики в Америке, впервые переведена на русский язык

Марк Ротко. № 11. 1949. Холст, масло. Из собрания Муниципального музея Гааги, Нидерланды courtesy of Gemeentemuseum Den Haag
Марк Ротко. № 11. 1949. Холст, масло. Из собрания Муниципального музея Гааги, Нидерланды courtesy of Gemeentemuseum Den Haag

Впослевоенный период США начали претендовать на роль всемирного центра культуры, соответственно, Нью-Йорк — на статус мировой столицы искусства. Работы американских абстрактных экспрессионистов стали символом передового искусства Америки, а значит, и всей планеты.

«Нью-Йоркская школа и культура ее времени», книга 1972 года, давно вошедшая в разряд классики в Америке, впервые переведена на русский язык. По жанру это научная монография, а по читательским ощущениям — живая история американского искусства, представленная в лицах. Автор, искусствовед Дори Эштон, ставит своей целью хотя бы отчасти ответить на простой вопрос: «Почему живописи в американской культуре понадобилось столько времени, чтобы заявить о себе в полный голос?»

Эштон Д. Нью‑Йоркская школа и культура ее времени. М.: Ad Marginem Press, 2017. 336 с.
Эштон Д. Нью‑Йоркская школа и культура ее времени. М.: Ad Marginem Press, 2017. 336 с.

Дори Эштон, скончавшаяся 30 января 2017 года, так и не увидев своего знаменитого труда на русском языке, была непосредственной участницей событий и близким другом таких суперзвезд, как Виллем де Кунинг, Джексон Поллок, Марк Ротко. Вскрывая сложные отношения художников и власти, Эштон разворачивает широкую картину художественной жизни послевоенного Нью-Йорка. Она демонстрирует, как менялся статус художника в американском обществе, как благодаря государственной поддержке в годы Великой депрессии впервые удалось сформировать художественное сообщество, наладить диалог с коллегами из литературного цеха и университетской публикой.

О сложных отношениях государства и мира искусства в этот период Эштон пишет: «...При президенте Рузвельте власти впервые начали понимать, что искусство — неотъемлемая часть цивилизации... ведь еще когда французское правительство попросило Гувера представить американское декоративное искусство на выставке, тот ответил, что, насколько ему известно, в США нет декоративного искусства».

Современное искусство с боями отвое­вывало место в общественной жизни Америки. Нечто похожее будет происходить и в России, только гораздо позже — в 1990‑е.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+