18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Время пополнять коллекцию

№54
Материал из газеты

Третьяковская галерея получила в дар работу Эрика Булатова — первую в целой серии подарков, которые она ожидает от меценатов. Директор ГТГ объяснила, почему расширение собрания — основополагающий вопрос любой музейной деятельности

Расширение собрания — основополагающий вопрос любой музейной деятельности. Ни один музей не может оставаться в пределах своей коллекции, иначе он становится мертвым. Для Третьяковской галереи, представляющей отечественное искусство с XI по XXI век, это особенно актуально. Мы помним, что наш музей начинался как частное собрание Павла Михайловича Третьякова, и это было собрание в первую очередь современного искусства.

Какими способами государственный музей может расширять коллекцию современного искусства сегодня — вопрос непростой. В советские годы она пополнялась исключительно официальным искусством, но регулярно. С каждой большой всесоюзной выставки закупались лучшие работы. В дикие для музейной жизни 1990-е годы системное пополнение коллекции остановилось. Это привело к тому, что в течение всех 1990-х и 2000-х самые важные художественные произведения уходили в частные собрания. А ведь на это время пришелся расцвет творчества Олега Кулика, дуэта Владимира Дубосарского и Александра Виноградова и других художников. То же относится к работам художников предыдущего поколения и нонконформистов. И именно с этими именами у сегодняшней Третьяковской галереи серьезные проблемы.

То, что в музее практически нет произведений двух величайших ныне живущих художников — Ильи Кабакова и Эрика Булатова, абсолютно недопустимо. Мы не можем называться национальной картинной галереей, не имея работ таких крупнейших фигур. При этом начиная с 2015 года государство выделяет минимальные средства на пополнение музейной коллекции. В прошлом году нам удалось купить замечательную скульптуру «Нил Столбенский» конца XVIII — начала XIX века, и это, безусловно, серьезный вклад в наше собрание древнерусского искусства. Но, боюсь, он остался единственным значимым приобретением в 2016 году, сделанным на средства Министерства культуры.

Чтобы исправить ситуацию, мы обратились к меценатам и коллекционерам. На традиционной встрече друзей музея в январе я говорила о желании посвятить год пополнению коллекции Третьяковской галереи. Сейчас мы находимся на финальной стадии переговоров о передаче музею ряда принципиально важных работ русских художников второй половины ХХ — начала XXI века. Стоимость этих произведений на рынке исчисляется миллионами долларов. К сожалению, это единственное, что я могу сейчас рассказать до того, как в конце июня — начале июля этого года они вольются в нашу коллекцию.

Другой не менее важной для Третьяковской галереи проблемой является покупка произведений современных молодых авторов 30 с небольшим лет, хотя сейчас самое время собирать их работы, пока цены на них еще подъемные. Чтобы был понятен масштаб катастрофы, признаюсь, что в собрании Третьяковской галереи пока нет ни одного произведения видеоарта. Совсем скоро мы купим первое — «Без названия» («Море») 2009 года группы «Синий суп», которое предваряло выставку Ивана Айвазовского. Кроме того, один из давнишних наших партнеров пообещал подарить коллекцию из пары десятков произведений видео­арта. Не легче ситуация с неформатными, крупногабаритными работами современного искусства: для их экспонирования не хватает пространства. Сейчас мы работаем над концепцией реконструкции здания Новой Третьяковки на Крымском Валу и серьезно думаем о превращении части запасников в открытое хранение с возможностью доступа зрителей. Результаты этих начинаний, надеюсь, будут заметны уже в этом году.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+