18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Время пополнять коллекцию

№54
Материал из газеты

Третьяковская галерея получила в дар работу Эрика Булатова — первую в целой серии подарков, которые она ожидает от меценатов. Директор ГТГ объяснила, почему расширение собрания — основополагающий вопрос любой музейной деятельности

Расширение собрания — основополагающий вопрос любой музейной деятельности. Ни один музей не может оставаться в пределах своей коллекции, иначе он становится мертвым. Для Третьяковской галереи, представляющей отечественное искусство с XI по XXI век, это особенно актуально. Мы помним, что наш музей начинался как частное собрание Павла Михайловича Третьякова, и это было собрание в первую очередь современного искусства.

Какими способами государственный музей может расширять коллекцию современного искусства сегодня — вопрос непростой. В советские годы она пополнялась исключительно официальным искусством, но регулярно. С каждой большой всесоюзной выставки закупались лучшие работы. В дикие для музейной жизни 1990-е годы системное пополнение коллекции остановилось. Это привело к тому, что в течение всех 1990-х и 2000-х самые важные художественные произведения уходили в частные собрания. А ведь на это время пришелся расцвет творчества Олега Кулика, дуэта Владимира Дубосарского и Александра Виноградова и других художников. То же относится к работам художников предыдущего поколения и нонконформистов. И именно с этими именами у сегодняшней Третьяковской галереи серьезные проблемы.

То, что в музее практически нет произведений двух величайших ныне живущих художников — Ильи Кабакова и Эрика Булатова, абсолютно недопустимо. Мы не можем называться национальной картинной галереей, не имея работ таких крупнейших фигур. При этом начиная с 2015 года государство выделяет минимальные средства на пополнение музейной коллекции. В прошлом году нам удалось купить замечательную скульптуру «Нил Столбенский» конца XVIII — начала XIX века, и это, безусловно, серьезный вклад в наше собрание древнерусского искусства. Но, боюсь, он остался единственным значимым приобретением в 2016 году, сделанным на средства Министерства культуры.

Чтобы исправить ситуацию, мы обратились к меценатам и коллекционерам. На традиционной встрече друзей музея в январе я говорила о желании посвятить год пополнению коллекции Третьяковской галереи. Сейчас мы находимся на финальной стадии переговоров о передаче музею ряда принципиально важных работ русских художников второй половины ХХ — начала XXI века. Стоимость этих произведений на рынке исчисляется миллионами долларов. К сожалению, это единственное, что я могу сейчас рассказать до того, как в конце июня — начале июля этого года они вольются в нашу коллекцию.

Другой не менее важной для Третьяковской галереи проблемой является покупка произведений современных молодых авторов 30 с небольшим лет, хотя сейчас самое время собирать их работы, пока цены на них еще подъемные. Чтобы был понятен масштаб катастрофы, признаюсь, что в собрании Третьяковской галереи пока нет ни одного произведения видеоарта. Совсем скоро мы купим первое — «Без названия» («Море») 2009 года группы «Синий суп», которое предваряло выставку Ивана Айвазовского. Кроме того, один из давнишних наших партнеров пообещал подарить коллекцию из пары десятков произведений видео­арта. Не легче ситуация с неформатными, крупногабаритными работами современного искусства: для их экспонирования не хватает пространства. Сейчас мы работаем над концепцией реконструкции здания Новой Третьяковки на Крымском Валу и серьезно думаем о превращении части запасников в открытое хранение с возможностью доступа зрителей. Результаты этих начинаний, надеюсь, будут заметны уже в этом году.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
4
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
5
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
7
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни
16.04.2025
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+