18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Время пополнять коллекцию

№54
Материал из газеты

Третьяковская галерея получила в дар работу Эрика Булатова — первую в целой серии подарков, которые она ожидает от меценатов. Директор ГТГ объяснила, почему расширение собрания — основополагающий вопрос любой музейной деятельности

Расширение собрания — основополагающий вопрос любой музейной деятельности. Ни один музей не может оставаться в пределах своей коллекции, иначе он становится мертвым. Для Третьяковской галереи, представляющей отечественное искусство с XI по XXI век, это особенно актуально. Мы помним, что наш музей начинался как частное собрание Павла Михайловича Третьякова, и это было собрание в первую очередь современного искусства.

Какими способами государственный музей может расширять коллекцию современного искусства сегодня — вопрос непростой. В советские годы она пополнялась исключительно официальным искусством, но регулярно. С каждой большой всесоюзной выставки закупались лучшие работы. В дикие для музейной жизни 1990-е годы системное пополнение коллекции остановилось. Это привело к тому, что в течение всех 1990-х и 2000-х самые важные художественные произведения уходили в частные собрания. А ведь на это время пришелся расцвет творчества Олега Кулика, дуэта Владимира Дубосарского и Александра Виноградова и других художников. То же относится к работам художников предыдущего поколения и нонконформистов. И именно с этими именами у сегодняшней Третьяковской галереи серьезные проблемы.

То, что в музее практически нет произведений двух величайших ныне живущих художников — Ильи Кабакова и Эрика Булатова, абсолютно недопустимо. Мы не можем называться национальной картинной галереей, не имея работ таких крупнейших фигур. При этом начиная с 2015 года государство выделяет минимальные средства на пополнение музейной коллекции. В прошлом году нам удалось купить замечательную скульптуру «Нил Столбенский» конца XVIII — начала XIX века, и это, безусловно, серьезный вклад в наше собрание древнерусского искусства. Но, боюсь, он остался единственным значимым приобретением в 2016 году, сделанным на средства Министерства культуры.

Чтобы исправить ситуацию, мы обратились к меценатам и коллекционерам. На традиционной встрече друзей музея в январе я говорила о желании посвятить год пополнению коллекции Третьяковской галереи. Сейчас мы находимся на финальной стадии переговоров о передаче музею ряда принципиально важных работ русских художников второй половины ХХ — начала XXI века. Стоимость этих произведений на рынке исчисляется миллионами долларов. К сожалению, это единственное, что я могу сейчас рассказать до того, как в конце июня — начале июля этого года они вольются в нашу коллекцию.

Другой не менее важной для Третьяковской галереи проблемой является покупка произведений современных молодых авторов 30 с небольшим лет, хотя сейчас самое время собирать их работы, пока цены на них еще подъемные. Чтобы был понятен масштаб катастрофы, признаюсь, что в собрании Третьяковской галереи пока нет ни одного произведения видеоарта. Совсем скоро мы купим первое — «Без названия» («Море») 2009 года группы «Синий суп», которое предваряло выставку Ивана Айвазовского. Кроме того, один из давнишних наших партнеров пообещал подарить коллекцию из пары десятков произведений видео­арта. Не легче ситуация с неформатными, крупногабаритными работами современного искусства: для их экспонирования не хватает пространства. Сейчас мы работаем над концепцией реконструкции здания Новой Третьяковки на Крымском Валу и серьезно думаем о превращении части запасников в открытое хранение с возможностью доступа зрителей. Результаты этих начинаний, надеюсь, будут заметны уже в этом году.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+