«Нематериальные перформансы» Тино Сегала покажут в Москве

Фонд V-A-C в августе готовит для российских зрителей проект художника Тино Сегала на нескольких московских площадках

Тино Сегал в Городском музее Амстердама. Courtesy of Guggenheim Museum
Тино Сегал в Городском музее Амстердама. Courtesy of Guggenheim Museum

С 1 августа в Государственной Третьяковской галерее и Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева впервые в России покажут главные перформансы немецко-британского художника, запрещающего документировать свое искусство, — Тино Сегала. Обладатель «Золотого льва» 55-й Венецианской биеннале предпочитает называть их «ситуациями» или даже «ритуалами», и таких в программе запланировано семь. В залах Новой Третьяковки пройдет четыре из них: «Поцелуй», в котором перформеры копируют поцелуи из произведений искусства, от Огюста Родена до Джеффа Кунса; перформанс «Вместо того, чтобы позволять чему-либо возноситься к твоему лицу, танцуя Брюса и Дэна и другое», в котором лежащий актер, медленно двигаясь по полу, застывает в позах Брюса Наумана и Дэна Грэма; а также «Это пропаганда» и «Это новое». Во флигеле «Руина» Музея архитектуры с интервалом в три недели представят другую версию «Поцелуя» и «Эту вариацию», а ситуация «Этот прогресс» будет создаваться на протяжении всего времени работы выставки. Они будут показываться поэтапно, раз в три недели, вплоть до 14 сентября. Главная роль во всех спектаклях отводится зрителям, чье поведение, по замыслу Сегала, и является содержанием произведения. «Такое творчество расширяет физическое бытование искусства, вместо того чтобы загромождать и так перегруженный вещами мир», — добавляет автор.

Тино Сегал окончил Берлинский университет Гумбольдта и Университет искусств Фолькванг, где изучал политическую экономику и танец. Начинал как хореограф, впоследствии перешел на территорию искусства, и с тех пор его «ситуации» случались на главных арт-фестивалях и в главных музеях мира: в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, в Тейт Модерн в Лондоне, в Стеделейк-музее в Амстердаме, на Берлинской, Шанхайской, Венецианской биеннале и Documenta. Три года назад он придумал перформанс «Агора» на открытом воздухе. В нем философы вовлекали ничего не подозревающих туристов у древнегреческих руин в диалог в духе сократовских бесед. Нечто подобное происходило и во время «Прогресса» в Музее Гуггенхайма: посетители, поднимаясь по лестнице, вели философские разговоры о сути прогресса сначала с ребенком, затем с юношей, потом со взрослым мужчиной, наконец, со стариком.

Смыслу подобных проектов, их роли в развитии современного искусства в Москве будет посвящена серьезная образовательная программа. Часть лекций коснется взаимодействия визуального искусства и пластики, другая — влияния географии, гендера и политики на художественное пространство во всем мире. Помимо Третьяковской галереи и Музея архитектуры, лекции пройдут в Государственной галерее на Солянке.

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+