«Если меня интересует голова, я делаю ее огромной»

№54, июнь 2017
№54
Материал из газеты

Музей Орсе решил посвятить отдельную выставку портретам Сезанна

Поль Сезанн. «Портрет сына». 1881–1882. Холст, масло. З8х38 © MUSÉE D’ORSAY, DIST. RMN-GRAND PALAIS / PATRICE SCHMIDT
Поль Сезанн. «Портрет сына». 1881–1882. Холст, масло. З8х38 © MUSÉE D’ORSAY, DIST. RMN-GRAND PALAIS / PATRICE SCHMIDT

Портреты Поля Сезанна, в отличие от его пейзажей, натюрмортов, купальщиков и купальщиц, реже оказываются в центре внимания. За свою карьеру он написал чуть менее 200 портретов, из них 26 автопортретов и 29 изображений своей супруги Ортанс Фике. Располагая их в хронологическом порядке, кураторы предлагают следить за эволюцией его стиля и методов работы.

Один из самых характерных ранних портретов — «Адвокат» 1866 года. В Экс-ан-Провансе дядюшка Доминик Обер охотно соглашался позировать, поэтому Сезанн писал его неоднократно, каждый раз переодевая и причесывая на новый манер. В этой версии он изображен по пояс, в черных официальных одеждах на белесом фоне. Сезанн использует в работе мастихин. Холст становится тяжелее, краска — густой и вязкой, что, как ему казалось, свидетельствует о цельности и завершенности картины.

© MUSÉE D’ORSAY / PATRICE SCHMIDT
© MUSÉE D’ORSAY / PATRICE SCHMIDT

Сезанн одержим деталями, и на портретах это особенно видно. У Доминика он зацикливается на непропорционально больших руках. В других случаях художник сосредоточивается на чем-то еще. «Если меня интересует голова, я делаю ее огромной», — скажет он позже. Рисуя своего друга, импрессиониста Ашиля Амперера, Сезанн также не отрывается от головы. На самом известном его портрете 1868 года туловище карлика на троне с ногами-спичками и свисающими тонкими длинными пальцами увенчано мощной головой с буйной шевелюрой. Величие здесь в паре с ущербностью, страсть — с грустью, роскошь — с нищетой. На том же троне и отец художника Луи Огюст Сезанн (1866). Власть его, по крайней мере над сыном, не вызывает никаких сомнений. Не оставляя надежды на то, что Сезанн станет талантливым дельцом, авторитарный родитель заставил его окончить факультет права.

Как всякий провинциал, Поль Сезанн едет в Париж, где знакомится с Камилем Писсарро и с удовольствием открывается влиянию импрессионистов. Ему позирует натурщица Ортанс Фике, а в 1872 году у них рождается сын. Поженятся они гораздо позже: девушку не принимали ни семья, ни окружение художника, прозвав ее Ля-Буль (франц. «пышка»). Но именно в этот период оживают и его картины. Света и цвета в них становится все больше.

Отдельного разговора заслуживает метод работы Сезанна с моделью. Главное, модель должна быть неподвижна. Для Сезанна писать человека все равно что яблоко: сиди и не вздумай пошевелиться. Сеансов было не меньше сотни, длились они часами, но иногда впустую. Портрет коллекционера Амбруаза Воллара Сезанн так и не закончил, как не закончил и портрет своего друга Эмиля Золя, переписывая его неоднократно. К внешней схожести модели художник не стремился. Супругу он нарочито обезличивает, лишая эмоций, скрывает ее круглые формы. Как по-разному он изображает одну и ту же модель, видно по портрету «Мадам Сезанн в красном платье», который представлен в четырех вариантах. Себя же обычно он пишет вполоборота, с подозрительным взглядом искоса. Мнительность сводила его с ума: «Им кажется, что у меня есть что-то особенное, и они хотят у меня это украсть. Но я их всех обхитрил, и никто, никто меня не захватит…».

Музей Орсе
Сезанн. Портреты
13 июня – 24 сентября

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+