18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Если меня интересует голова, я делаю ее огромной»

№54
Материал из газеты

Музей Орсе решил посвятить отдельную выставку портретам Сезанна

Портреты Поля Сезанна, в отличие от его пейзажей, натюрмортов, купальщиков и купальщиц, реже оказываются в центре внимания. За свою карьеру он написал чуть менее 200 портретов, из них 26 автопортретов и 29 изображений своей супруги Ортанс Фике. Располагая их в хронологическом порядке, кураторы предлагают следить за эволюцией его стиля и методов работы.

Один из самых характерных ранних портретов — «Адвокат» 1866 года. В Экс-ан-Провансе дядюшка Доминик Обер охотно соглашался позировать, поэтому Сезанн писал его неоднократно, каждый раз переодевая и причесывая на новый манер. В этой версии он изображен по пояс, в черных официальных одеждах на белесом фоне. Сезанн использует в работе мастихин. Холст становится тяжелее, краска — густой и вязкой, что, как ему казалось, свидетельствует о цельности и завершенности картины.

Сезанн одержим деталями, и на портретах это особенно видно. У Доминика он зацикливается на непропорционально больших руках. В других случаях художник сосредоточивается на чем-то еще. «Если меня интересует голова, я делаю ее огромной», — скажет он позже. Рисуя своего друга, импрессиониста Ашиля Амперера, Сезанн также не отрывается от головы. На самом известном его портрете 1868 года туловище карлика на троне с ногами-спичками и свисающими тонкими длинными пальцами увенчано мощной головой с буйной шевелюрой. Величие здесь в паре с ущербностью, страсть — с грустью, роскошь — с нищетой. На том же троне и отец художника Луи Огюст Сезанн (1866). Власть его, по крайней мере над сыном, не вызывает никаких сомнений. Не оставляя надежды на то, что Сезанн станет талантливым дельцом, авторитарный родитель заставил его окончить факультет права.

Как всякий провинциал, Поль Сезанн едет в Париж, где знакомится с Камилем Писсарро и с удовольствием открывается влиянию импрессионистов. Ему позирует натурщица Ортанс Фике, а в 1872 году у них рождается сын. Поженятся они гораздо позже: девушку не принимали ни семья, ни окружение художника, прозвав ее Ля-Буль (франц. «пышка»). Но именно в этот период оживают и его картины. Света и цвета в них становится все больше.

Отдельного разговора заслуживает метод работы Сезанна с моделью. Главное, модель должна быть неподвижна. Для Сезанна писать человека все равно что яблоко: сиди и не вздумай пошевелиться. Сеансов было не меньше сотни, длились они часами, но иногда впустую. Портрет коллекционера Амбруаза Воллара Сезанн так и не закончил, как не закончил и портрет своего друга Эмиля Золя, переписывая его неоднократно. К внешней схожести модели художник не стремился. Супругу он нарочито обезличивает, лишая эмоций, скрывает ее круглые формы. Как по-разному он изображает одну и ту же модель, видно по портрету «Мадам Сезанн в красном платье», который представлен в четырех вариантах. Себя же обычно он пишет вполоборота, с подозрительным взглядом искоса. Мнительность сводила его с ума: «Им кажется, что у меня есть что-то особенное, и они хотят у меня это украсть. Но я их всех обхитрил, и никто, никто меня не захватит…».

Музей Орсе
Сезанн. Портреты
13 июня – 24 сентября

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+