18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Если меня интересует голова, я делаю ее огромной»

№54
Материал из газеты

Музей Орсе решил посвятить отдельную выставку портретам Сезанна

Портреты Поля Сезанна, в отличие от его пейзажей, натюрмортов, купальщиков и купальщиц, реже оказываются в центре внимания. За свою карьеру он написал чуть менее 200 портретов, из них 26 автопортретов и 29 изображений своей супруги Ортанс Фике. Располагая их в хронологическом порядке, кураторы предлагают следить за эволюцией его стиля и методов работы.

Один из самых характерных ранних портретов — «Адвокат» 1866 года. В Экс-ан-Провансе дядюшка Доминик Обер охотно соглашался позировать, поэтому Сезанн писал его неоднократно, каждый раз переодевая и причесывая на новый манер. В этой версии он изображен по пояс, в черных официальных одеждах на белесом фоне. Сезанн использует в работе мастихин. Холст становится тяжелее, краска — густой и вязкой, что, как ему казалось, свидетельствует о цельности и завершенности картины.

Сезанн одержим деталями, и на портретах это особенно видно. У Доминика он зацикливается на непропорционально больших руках. В других случаях художник сосредоточивается на чем-то еще. «Если меня интересует голова, я делаю ее огромной», — скажет он позже. Рисуя своего друга, импрессиониста Ашиля Амперера, Сезанн также не отрывается от головы. На самом известном его портрете 1868 года туловище карлика на троне с ногами-спичками и свисающими тонкими длинными пальцами увенчано мощной головой с буйной шевелюрой. Величие здесь в паре с ущербностью, страсть — с грустью, роскошь — с нищетой. На том же троне и отец художника Луи Огюст Сезанн (1866). Власть его, по крайней мере над сыном, не вызывает никаких сомнений. Не оставляя надежды на то, что Сезанн станет талантливым дельцом, авторитарный родитель заставил его окончить факультет права.

Как всякий провинциал, Поль Сезанн едет в Париж, где знакомится с Камилем Писсарро и с удовольствием открывается влиянию импрессионистов. Ему позирует натурщица Ортанс Фике, а в 1872 году у них рождается сын. Поженятся они гораздо позже: девушку не принимали ни семья, ни окружение художника, прозвав ее Ля-Буль (франц. «пышка»). Но именно в этот период оживают и его картины. Света и цвета в них становится все больше.

Отдельного разговора заслуживает метод работы Сезанна с моделью. Главное, модель должна быть неподвижна. Для Сезанна писать человека все равно что яблоко: сиди и не вздумай пошевелиться. Сеансов было не меньше сотни, длились они часами, но иногда впустую. Портрет коллекционера Амбруаза Воллара Сезанн так и не закончил, как не закончил и портрет своего друга Эмиля Золя, переписывая его неоднократно. К внешней схожести модели художник не стремился. Супругу он нарочито обезличивает, лишая эмоций, скрывает ее круглые формы. Как по-разному он изображает одну и ту же модель, видно по портрету «Мадам Сезанн в красном платье», который представлен в четырех вариантах. Себя же обычно он пишет вполоборота, с подозрительным взглядом искоса. Мнительность сводила его с ума: «Им кажется, что у меня есть что-то особенное, и они хотят у меня это украсть. Но я их всех обхитрил, и никто, никто меня не захватит…».

Музей Орсе
Сезанн. Портреты
13 июня – 24 сентября

Самое читаемое:
1
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
2
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Выставка «Адепты красного» посвящена сравнению двух живописцев рубежа XIX–XX веков — Абрама Архипова и Филиппа Малявина, которые запомнились множеством ярко-красных сарафанов. Проект зримо доказывает, что это очень разные авторы
23.10.2024
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
3
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
4
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
5
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
6
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
7
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+