Австрийский арт-дилер планирует раскрыть рыночный потенциал Йозефа Бойса

№53, май 2017
№53
Материал из газеты

Работы немецкого концептуалиста пока продаются на аукционах относительно дешево

Фотопортрет Йозефа Бойса. Courtesy of the artist
Фотопортрет Йозефа Бойса. Courtesy of the artist

В Лондоне открылась галерея австрийского дилера Таддеуша Ропака. Он представил в выставочном пространстве Элай-хауса в лондонском Мэйфейре сразу четыре проекта, в том числе экспозицию работ Йозефа Бойса (1921–1986). Через год планируется ретроспектива немецкого концептуалиста, которая займет все пространство особняка. Она станет самой большой выставкой Бойса в коммерческой галерее в Лондоне за последние 20 лет.

Владелец галерей в Зальцбурге и Париже, Таддеуш Ропак уверен, что у рынка произведений Бойса есть потенциал роста. Дилер познакомился с художником во время стажировки в его студии в 1982 году и с 2010 года тесно сотрудничает с его правопреемниками. Несмотря на поддержку со стороны институций, результаты продаж знаменитого своей загадочностью концептуалиста остаются неровными. Неожиданно для художника его уровня, но аукционный рекорд Бойса — ниже отметки в £1 млн. Впрочем, на первичном рынке цены на него, по словам Ропака, «гораздо выше».

Ожидается, что центральный экспонат выставки в галерее Ропака обойдет аукционный рекорд художника. «Опора для спины человека с тонкими конечностями (зайцеподобного) ХХ века н. э.» (1972–1982) — металлический мультипль, изготовленный Бойсом из терапевтической опоры для спины, использовавшейся при лечении маленьких детей, — оценена в €2,5 млн. Произведение было создано в 12 экземплярах, один из которых был продан десять лет назад за £254,4 тыс. Экземпляр Ропака, подписанный и помещенный Бойсом в витрину в 1982 году, экспонируется на втором этаже вместе с четырьмя десятками рисунков, созданных им в 1950-е годы (треть из них выставлена на продажу с ценником от £25 тыс. до £300 тыс.). Говоря об определении стоимости, Ропак отмечает: «Некоторых художников трудно продавать на аукционах. Установка работ Бойса может оказаться сложной задачей». И хотя это мешает его крупным произведениям попадать на аукционы, важнейшие из них все равно продолжают менять хозяев, но только в частном порядке. По словам Ропака, лишь 20% из составленного им в 2005 году списка работ на сегодняшний день остаются в тех же коллекциях.

«Лондон всегда понимал Бойса, — говорит Ропак и приводит в пример легендарную выставку художника в галерее Энтони д’Оффе на Деринг-стрит в 1980 году и приобретения Тейт. — Мы чувствуем, что в Лондоне есть спрос на Бойса, поэтому и вступаем в игру».

Международный директор отдела латиноамериканского искусства Phillips Генри Аллсопп признает, что Йозеф Бойс не обладает той же непосредственной эстетической привлекательностью, что Зигмар Польке или Герхард Рихтер. «Концептуальная природа творчества Бойса в некоторой мере подрывает рынок. Он пытался демократизировать искусство, — объясняет Аллсопп. — Кроме того, он создавал произведения в нескольких экземплярах, что на самом деле не очень-то способствует выстраиванию рынка».

Тем не менее в январе этого года на лондонских торгах Phillips войлочный костюм Бойса из серии в 100 экземпляров ушел за £81,25 тыс. против верхнего эстимейта в £70 тыс., что свидетельствует о росте цен. На нью-йоркских торгах 2012 года один из этих костюмов был продан за £59 тыс., а еще раньше войлочные костюмы Бойса попеременно то входили, то выходили из моды на аукционах (один был продан за £50 тыс. в 1989 году, другой — за £13 тыс. в 1999-м).

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+