Австрийский арт-дилер планирует раскрыть рыночный потенциал Йозефа Бойса

№53, май 2017
№53
Материал из газеты

Работы немецкого концептуалиста пока продаются на аукционах относительно дешево

Фотопортрет Йозефа Бойса. Courtesy of the artist
Фотопортрет Йозефа Бойса. Courtesy of the artist

В Лондоне открылась галерея австрийского дилера Таддеуша Ропака. Он представил в выставочном пространстве Элай-хауса в лондонском Мэйфейре сразу четыре проекта, в том числе экспозицию работ Йозефа Бойса (1921–1986). Через год планируется ретроспектива немецкого концептуалиста, которая займет все пространство особняка. Она станет самой большой выставкой Бойса в коммерческой галерее в Лондоне за последние 20 лет.

Владелец галерей в Зальцбурге и Париже, Таддеуш Ропак уверен, что у рынка произведений Бойса есть потенциал роста. Дилер познакомился с художником во время стажировки в его студии в 1982 году и с 2010 года тесно сотрудничает с его правопреемниками. Несмотря на поддержку со стороны институций, результаты продаж знаменитого своей загадочностью концептуалиста остаются неровными. Неожиданно для художника его уровня, но аукционный рекорд Бойса — ниже отметки в £1 млн. Впрочем, на первичном рынке цены на него, по словам Ропака, «гораздо выше».

Ожидается, что центральный экспонат выставки в галерее Ропака обойдет аукционный рекорд художника. «Опора для спины человека с тонкими конечностями (зайцеподобного) ХХ века н. э.» (1972–1982) — металлический мультипль, изготовленный Бойсом из терапевтической опоры для спины, использовавшейся при лечении маленьких детей, — оценена в €2,5 млн. Произведение было создано в 12 экземплярах, один из которых был продан десять лет назад за £254,4 тыс. Экземпляр Ропака, подписанный и помещенный Бойсом в витрину в 1982 году, экспонируется на втором этаже вместе с четырьмя десятками рисунков, созданных им в 1950-е годы (треть из них выставлена на продажу с ценником от £25 тыс. до £300 тыс.). Говоря об определении стоимости, Ропак отмечает: «Некоторых художников трудно продавать на аукционах. Установка работ Бойса может оказаться сложной задачей». И хотя это мешает его крупным произведениям попадать на аукционы, важнейшие из них все равно продолжают менять хозяев, но только в частном порядке. По словам Ропака, лишь 20% из составленного им в 2005 году списка работ на сегодняшний день остаются в тех же коллекциях.

«Лондон всегда понимал Бойса, — говорит Ропак и приводит в пример легендарную выставку художника в галерее Энтони д’Оффе на Деринг-стрит в 1980 году и приобретения Тейт. — Мы чувствуем, что в Лондоне есть спрос на Бойса, поэтому и вступаем в игру».

Международный директор отдела латиноамериканского искусства Phillips Генри Аллсопп признает, что Йозеф Бойс не обладает той же непосредственной эстетической привлекательностью, что Зигмар Польке или Герхард Рихтер. «Концептуальная природа творчества Бойса в некоторой мере подрывает рынок. Он пытался демократизировать искусство, — объясняет Аллсопп. — Кроме того, он создавал произведения в нескольких экземплярах, что на самом деле не очень-то способствует выстраиванию рынка».

Тем не менее в январе этого года на лондонских торгах Phillips войлочный костюм Бойса из серии в 100 экземпляров ушел за £81,25 тыс. против верхнего эстимейта в £70 тыс., что свидетельствует о росте цен. На нью-йоркских торгах 2012 года один из этих костюмов был продан за £59 тыс., а еще раньше войлочные костюмы Бойса попеременно то входили, то выходили из моды на аукционах (один был продан за £50 тыс. в 1989 году, другой — за £13 тыс. в 1999-м).

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
4
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+