Лидерами аукционов импрессионизма и модернизма в Нью-Йорке стали Бранкузи, Пикассо и Малевич

Коллекционеры из Азии, США и России охотятся за кубизмом, русским авангардом и модернистской скульптурой начала ХХ века, а импрессионисты ушли в тень

Courtesy Sotheby’
Courtesy Sotheby’

Большую аукционную неделю в Нью-Йорке открыл 15 мая Christie’s вечерними торгами «Искусство импрессионизма и модернизма». В общей сложности они принесли $289 млн (все цены указаны с учетом комиссионных сборов). Представители аукционного дома сообщили, что это лучший результат в данной категории за семь лет. В то же время по сравнению с последними крупными торгами Christie’s в этой категории — мартовским аукционом в Лондоне — несколько снизилась доля проданных лотов: 78% против 91%.

Джорджо де Кирико. «Сон Тоби». 1917. Courtesy Sotheby’
Джорджо де Кирико. «Сон Тоби». 1917. Courtesy Sotheby’

Самым дорогим лотом Christie’s стала бронзовая скульптура 1913 года Константина Бранкузи «Спящая муза», которая ушла с молотка за $57,4 млн. Это новый рекорд цены для произведений известного французского скульптора румынского происхождения, одного из ярких представителей Парижской школы. «Спящая муза» — первая работа художника из серии скульптур в форме яйца, своего рода визитной карточки Бранкузи и ключевого образа абстрактной скульптуры. Существует шесть версий этой скульптуры, выполненных в бронзе; они хранятся в собраниях Центра Помпиду в Париже, Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Чикагского института искусств и в частных коллекциях.

Казимир Малевич. «Супрематическая композиция с плоскостью в проекции». 1915. Courtesy Sotheby’
Казимир Малевич. «Супрематическая композиция с плоскостью в проекции». 1915. Courtesy Sotheby’

Несколько коллекционеров боролись за портрет легендарной музы Пабло Пикассо Доры Маар, и в итоге его «Сидящая женщина в голубом платье» 1939 года ушла за $45 млн неизвестному покупателю, участвовавшему в аукционе по телефону через Ребекку Вэй, главу Christie’s в Азии. Последнее обстоятельство позволило некоторым наблюдателям предположить, что картина досталась азиатскому коллекционеру.

В остальном атмосферу в зале едва ли можно было назвать оживленной, и лоты уходили по вполне ожидаемым ценам. Впрочем, руководитель отдела продаж Christie’s Джессика Фертиг назвала этот аукцион «великой ночью кубизма», говоря о впечатляющих результатах продаж «Столика» Жоржа Брака за $10,1 млн при эстимейте $4–6 млн и композиции Василия Кандинского 1925 года за $8,3 млн при предварительной оценке $5–7 млн. Ложкой дегтя в этом ряду стало отсутствие конкуренции за «Натюрморт с механическими элементами» Фернана Леже; в итоге картина досталась единственному заинтересованному покупателю за $11,4 млн.

Константин Бранкузи. «Спящая муза». 1913. Courtesy of Christie’
Константин Бранкузи. «Спящая муза». 1913. Courtesy of Christie’

На торгах в сегменте импрессионизма и модернизма в последние годы стабильно лидирует модернизм, то есть искусство начала ХХ века, именно там случается подавляющее большинство громких продаж и рекордов. Что касается произведений импрессионистов, то на аукционе Christie’s в понедельник можно было отметить разве что продажу пейзажа Клода Моне за скромные для художника $4,7 млн. Изображение той же дороги в Лувесьене, сделанное примерно в то же время (около 1870 года) Камилем Писсарро, осталось непроданным.

Пабло Пикассо. «Женщина в кресле». Courtesy of Christie’
Пабло Пикассо. «Женщина в кресле». Courtesy of Christie’

На следующий день, 16 мая, состоялись вечерние торги импрессионистов и модернистов Sotheby’s, которые прошли куда более энергично, но принесли аукционному дому значительно меньше — $173,8 млн. Результат получился менее значительным, чем у конкурента, в первую очередь из-за того, что в последний момент с торгов сняли картину Эгона Шиле, на которую в Sotheby’s делали основную ставку (ранняя работа австрийского экспрессиониста «Даная», написанная в 1909 году, оценивалась в диапазоне от $30 млн до $40 млн). В итоге самым дорогим лотом стала «Супрематическая композиция с плоскостью в проекции» Казимира Малевича, которая ушла с молотка за $21,2 млн. Международный директор отдела импрессионизма и модернизма Sotheby’s Саймон Шоу отметил, что за картину 1915 года бились коллекционеры аж с трех континентов. Финальная ставка в $18,6 млн сорвала овации. Говоря об итогах аукциона, Шоу отметил, что он в восторге от той борьбы, которая развернулась в зале: в среднем за каждый лот сражались четверо покупателей. «Торги шли уверенно, а публика была интернациональной», — сказал он.

Ожесточенная битва развернулась за бронзовую скульптуру сюрреалиста Макса Эрнста: аукционист принимал ставки сразу от десяти претендентов в разных частях зала, и в конце концов цена на работу выросла до рекордных для художника $16 млн, намного превысив предварительную оценку в $4–6 млн. Победителем стал покупатель, торговавшийся по телефону.

Василий Кандинский. «Наверх и налево». 1925. Courtesy of Christie’
Василий Кандинский. «Наверх и налево». 1925. Courtesy of Christie’

Вообще последние пару дней оказались удачными для скульпторов модернизма. Новый рекорд был установлен на произведение Диего Джакометти, швейцарского архитектора и дизайнера, младшего брата прославленного скульптора Альберто Джакометти. Книжный шкаф Диего Джакометти вызвал ажиотаж среди покупателей, поднявших цену на него до $6,3 млн при эстимейте $2–3 млн.

Так же, как и на Christie’s, в разделе импрессионистов Sotheby’s не случилось ничего примечательного: опять Клод Моне, чьи очередные «Кувшинки» еле-еле дотянули до нижнего эстимейта в $14 млн.

Неделя крупнейших торгов в Нью-Йорке продолжается. Посмотрим, как в ближайшие дни пройдут вечерние аукционы современного искусства.

Материалы по теме:
Топ-лоты майских аукционов
Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
4
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+