Пожароопасный контекст в павильоне Армении

№53, май 2017
№53
Материал из газеты

Антиквары, ювелиры, художники — Boghossian Foundation воплощает страсть к искусству в новых проектах

В этом году в армянском павильоне на Венецианской биеннале нашли свое совсем не метафорическое выражение самые пламенные художественные порывы. Брюссельский скульптор и художник родом из Армении, сооснователь фонда Boghossian Foundation Жан Богоссян сразу на двух площадках, в Армянском колледже Мурата — Рафаэляна и в церкви Санта-Кроче дельи Армени, показывает серию работ под названием «Негасимое пламя», для создания которых он использовал огонь и дым.

Жан Богоссян. «Без названия». 2016. Серия «Негасимое пламя»
Жан Богоссян. «Без названия». 2016. Серия «Негасимое пламя»

Оставленные языками пламени узоры отсылают одновременно и к абстрактным экспрессионистам, в том числе к любимым автором Джексону Поллоку и Джоан Митчелл, и к пожароопасным перформансам группы Claire Fontaine, когда они сжигали выложенные спичками силуэты стран, пребывающих в состоянии экономического коллапса. Техника, приобретающая популярность и в дизайне (жженая мебель Мартена Баса), здесь становится метафорой артистической пылкости и невероятной увлеченности своим делом.

Последнее характеризует всю семью художника — известных коллекционеров антиквариата, ценителей искусства и ювелиров, основавших в 1992 году культурный фонд Boghossian Foundation.

Энди Уорхол. «Серебряные облака». 1966. Инсталляция в фонде Boghossian Foundatio
Энди Уорхол. «Серебряные облака». 1966. Инсталляция в фонде Boghossian Foundatio

Начало же семейному ювелирному бизнесу было положено еще в XIX веке. Ювелир в третьем поколении, Оганес Богоссян в 1919 году покинул опасную в то время для армянской общины Турцию и открыл небольшую мастерскую в Алеппо (Сирия), а позднее — сеть магазинов в Бейруте (Ливан). В середине 1970-х его внуки Жан и Альберт перебрались в Европу, где одними из первых стали создавать украшения с цветными драгоценными камнями, привезенными из экзотических тогда Бразилии, Бирмы, Индии и Таиланда. С тех пор оригинальное смешение западной и восточной культур безошибочно читается во всех изделиях Boghossian, а использование новых приемов и необычных техник стало их визитной карточкой. К примеру, вдохновением для коллекции «Искусство инкрустации» послужила техника оформления дворца Тадж-Махал «камень в камне». Сегодня в этой технике выпускается лишь около 30 изделий в год. Художественное видение коллекции продолжают определять искусство Индии эпохи Великих Моголов, орнаменты ваз китайской династии Мин, а также собрание старинных предметов «модного обихода»: несколько сотен шкатулок, заколок, часов, пудрениц, брошей и других антикварных прелестей, которые являются частью семейного наследия в сокровищнице фонда Boghossian Foundation.

Серьги из коллекции Art of Inlay
Серьги из коллекции Art of Inlay

Помимо продвижения искусства, фонд занимается многочисленными образовательными и социальными проектами. Благодаря ему в бейрутском Университете Святого Иосифа появился фотоцентр с коллекцией из 7 тыс. снимков. В 2012 году была основана премия в сфере современного искусства Boghossian Foundation Prize, которая с тех пор ежегодно вручается в Ливане и в конкурсе на которую еще можно поучаствовать, отправив заявку до 10 октября. Призовой фонд в $10 тыс. дополняется возможностью сделать выставку в брюссельском Boghossian Foundation — на вилле Ампан. О ней стоит сказать отдельно.

Кольцо из коллекции Art of Inlay
Кольцо из коллекции Art of Inlay

Слияние или соединение культур — идейная константа фонда нашла здесь свое максимальное художественное воплощение. Особняк 1935 года в стиле ар-деко, который барон Луи Ампан завещал государству для создания в нем музея современного искусства, в разное время занимало то посольство СССР, то сквотеры-вандалы. Фонд вернул вилле изначальное великолепие (и удостоился Europa Nostra Prize за качество реставрации) и открыл залы для публики в 2010 году. Здесь хранится семейная коллекция искусства и антиквариата (около четырех сотен экспонатов), здесь же проводятся зрелищные кураторские проекты. Недавно в центре завершилась выставка, посвященная влиянию на искусство декора с работами таких звезд, как Даниель Бюрен, Марсель Бродхарс, Латифа Эшак и Джефф Кунс. А в будущем под кураторством Ханса Ульриха Обриста пройдет выставка «Глобальность» — крупный проект, посвященный мультикультурализму и взаимопроникновению культур. Можно ли найти для него лучшее место, чем дом фонда, основатели которого живут и работают по всему миру, от Швейцарии до Ливана?

Павильон Армении
Негасимое пламя
13 мая – 26 ноября

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+