18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эрмитажная котовасия

Традиционный праздник — День эрмитажного кота — отметил самый большой музей России

Государственный Эрмитаж отмечает День кота уже почти 20 лет, обычно праздник проходит в конце апреля или первой половине мая и привлекает большое количество детей и взрослых. По сложившейся традиции в этот день музей поводит не только конкурсы и игры для детей, но и открывает выставку одной работы, сюжет которой связан с четвероногими друзьями Эрмитажа.

В этом году на третьем этаже Зимнего дворца открылась выставка китайской лубочной картины «Мальчики, переодевающие кота в тигра» из собрания выдающегося российского филолога-китаиста Василия Михайловича Алексеева, хранящейся в запасниках Эрмитажа. На рисунке два мальчика надевают на своего кота карнавальный костюм тигра, а кот терпит их проказы.

— Картинку из своего хранения в этом году нам предложил отдел Востока, — рассказала корреспонденту TANR Мария Халтунен, секретарь директора Эрмитажа Михаила Пиотровского и по совместительству пресс-секретарь эрмитажных котов. — Рисунок очень символичный, идея переодевания кота в тигра — метаморфоза, превращение, из нее родилось название конкурса детского рисунка — «Путешествие эрмитажного кота на Восток». В следующем году мы, в зависимости от предложенного экспоната, придумаем другое название. Главное, чтобы в сюжете работы был хотя бы намек на кота.

Коты давно стали неотъемлемой частью эрмитажной жизни. И не только потому, что котов нередко изображали художники. Хотя в собрании Эрмитажа не так много работ, в сюжетах которых использовано это животное. К тому же не все эти работы стоило бы предлагать для осмысления и художественного перевоплощения детям: в западноевропейской мифологии кошка считалась символом коварства, предательства, прелюбодеяния, недаром ее часто изображали в сюжетах, посвященных Иоанну Крестителю, или, выражаясь современным языком, в сюжетах «преступлений на почве страсти».

С историей Зимнего дворца, Эрмитажа коты связаны практически с самого его основания. Когда веселая императрица Елизавета Петровна, по распоряжению которой строился Зимний и которая очень боялась мышей и крыс, издала «Указ о высылке ко двору котов» — согласно указу в Петербург из Казани прислали несколько сотен котов-крысоловов. С тех пор в подвалах музея (теперь — под присмотром специально выделенного штата) живут и несут охранную службу несколько десятков котов.

В этом году в День эрмитажного кота в Большом дворе Зимнего дворца была открыта художественная мастерская, в которой любой желающий мог принять участие в разрисовывании фанерных котов. В торжественной обстановке победителям конкурса детского рисунка вручили призы. Для детей музей организовал игру-квест по залам «Читая Овидия, или Путешествие с эрмитажным котом». И по традиции в этот день Эрмитаж открыл для посетителей свои подвалы, чтобы все гости музея смогли лично поприветствовать четвероногих хранителей эрмитажной коллекции.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+