18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эрмитажная котовасия

Традиционный праздник — День эрмитажного кота — отметил самый большой музей России

Государственный Эрмитаж отмечает День кота уже почти 20 лет, обычно праздник проходит в конце апреля или первой половине мая и привлекает большое количество детей и взрослых. По сложившейся традиции в этот день музей поводит не только конкурсы и игры для детей, но и открывает выставку одной работы, сюжет которой связан с четвероногими друзьями Эрмитажа.

В этом году на третьем этаже Зимнего дворца открылась выставка китайской лубочной картины «Мальчики, переодевающие кота в тигра» из собрания выдающегося российского филолога-китаиста Василия Михайловича Алексеева, хранящейся в запасниках Эрмитажа. На рисунке два мальчика надевают на своего кота карнавальный костюм тигра, а кот терпит их проказы.

— Картинку из своего хранения в этом году нам предложил отдел Востока, — рассказала корреспонденту TANR Мария Халтунен, секретарь директора Эрмитажа Михаила Пиотровского и по совместительству пресс-секретарь эрмитажных котов. — Рисунок очень символичный, идея переодевания кота в тигра — метаморфоза, превращение, из нее родилось название конкурса детского рисунка — «Путешествие эрмитажного кота на Восток». В следующем году мы, в зависимости от предложенного экспоната, придумаем другое название. Главное, чтобы в сюжете работы был хотя бы намек на кота.

Коты давно стали неотъемлемой частью эрмитажной жизни. И не только потому, что котов нередко изображали художники. Хотя в собрании Эрмитажа не так много работ, в сюжетах которых использовано это животное. К тому же не все эти работы стоило бы предлагать для осмысления и художественного перевоплощения детям: в западноевропейской мифологии кошка считалась символом коварства, предательства, прелюбодеяния, недаром ее часто изображали в сюжетах, посвященных Иоанну Крестителю, или, выражаясь современным языком, в сюжетах «преступлений на почве страсти».

С историей Зимнего дворца, Эрмитажа коты связаны практически с самого его основания. Когда веселая императрица Елизавета Петровна, по распоряжению которой строился Зимний и которая очень боялась мышей и крыс, издала «Указ о высылке ко двору котов» — согласно указу в Петербург из Казани прислали несколько сотен котов-крысоловов. С тех пор в подвалах музея (теперь — под присмотром специально выделенного штата) живут и несут охранную службу несколько десятков котов.

В этом году в День эрмитажного кота в Большом дворе Зимнего дворца была открыта художественная мастерская, в которой любой желающий мог принять участие в разрисовывании фанерных котов. В торжественной обстановке победителям конкурса детского рисунка вручили призы. Для детей музей организовал игру-квест по залам «Читая Овидия, или Путешествие с эрмитажным котом». И по традиции в этот день Эрмитаж открыл для посетителей свои подвалы, чтобы все гости музея смогли лично поприветствовать четвероногих хранителей эрмитажной коллекции.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+