Мастер мимикрии

№53, май 2017
№53
Материал из газеты

Новая модная коллаборация французского дома Louis Vuitton обещает наделать много шума: на этот раз дизайн для коллекции изящных аксессуаров создал не кто иной, как американский художник Джефф Кунс

Коллаборации с представителями мира искусства стали привычным делом для мира моды: одни создают фонды, поддерживают художников и коллекционируют живопись, другие выпускают лимитированные коллекции с теми, кому музейного пространства для собственного творчества недостаточно. Французский модный дом Louis Vuitton в этом вопросе не обогнать, он работает во всех направлениях. Но если в сотрудничестве Джеймса Таррелла, Олафура Элиассона и Даниеля Бюрена с Louis Vuitton нет ничего удивительного (на их счету специальные проекты для грандиозного парижского фонда марки), то модные коллаборации с художниками всегда вызывают много шума.

Новый проект LV стал результатом сотрудничества дома, возможно, с самым неоднозначным и спорным художником современности — американцем Джеффом Кунсом. И пожалуй, необычнее этой коллаборации еще не было. Мало того что Кунс позволил себе невероятное — позарился на святая святых, перекрещивающиеся инициалы самого Луи Вюиттона, так он еще и концепцию сотрудничества с художниками полностью переиначил. Традиционно в качестве основы для подобных коллекций выступают модели на фирменной, можно сказать, знаковой для дома канве Monogram, и тут, как художник ни старайся, все равно его «холст» испещрен самым узнаваемым в мире моды узором (в конце концов, не зря исследования подтверждают, что именно аксессуары LV подделывают чаще всего). И все предыдущие коллекции: и смешные рожицы и панды Такаси Мураками, и точки Яёи Кусамы, и размашистые граффити Стивена Спрауса — все было лишь дополнением к основе, к канве Monogram. В этом чувствовалось некое снисхождение и благодеяние LV, будто изобретатель узора Жорж Вюиттон широким жестом разрешил художникам творить на кожаных полотнах, но так, чтобы ни у кого не возникало сомнений: это все-таки Louis Vuitton. Кунсу же позволили поступить совершенно по-другому, что не может не восхищать.

В новой коллекции на сумках, рюкзаках, платках, шалях и кошельках разместили пять репродукций-апроприаций шедевров старых мастеров: «Пшеничное поле с кипарисами» Винсента Ван Гога, «Марс, Венера и Амур» Тициана, «Девочка в постели, играющая с собачкой» Жана Оноре Фрагонара, «Охота на тигра» Питера Пауля Рубенса и самая смелая — «Джоконда» Леонардо да Винчи. Для коллаборации Кунс взял за основу свою оригинальную серию работ Gazing Balls, когда на фоне огромных реплик легендарных полотен (к примеру, «Завтрак на траве» Эдуарда Мане или его же «Олимпия») Кунс на выходящей прямо из картины подставке разместил синие блестящие сферы. Их зеркальный эффект — основа всей концепции. Подходящий к холсту зритель неминуемо отражается в синем шаре, становясь частью произведения, на которое он смотрит. При этом сами картины — тоже своеобразное отражение оригинала, видение конкретной картины другим художником, его личное впечатление. Получается необычная смесь — единение оригинального художника и его произведения с тем, кто его перерисовал, и с тем, кто на картину смотрит здесь и сейчас. Некий союз истории, искусства и современности.

Коллекцию аксессуаров Louis Vuitton американец окрестил просто и понятно — «Мастера», или «Великие художники». И хотя он и отталкивался от работ с синими сферами, места их воплощениям в коллекции, к сожалению, не нашлось. Вместо них на сумках и рюкзаках разместились крупные блестящие металлические буквы — фамилии тех самых художников, которые написали оригиналы. Окружили буквы почти незаметные вкрапления узора Monogram. В этом-то и есть главное отличие новой коллаборации от всех остальных: от легендарной канвы остались лишь редкие пиктограммы. Оно и понятно: на сумки перенесли целые картины, а не художественные элементы. Уникальный случай, когда фирменный стиль дома LV служит не основой, а украшением, уступив свое место великим произведениям, а в действительности — апроприациям Джеффа Кунса.

Между тем художник на этом не остановился и растворился не только в чужих работах, но и вклинился в уникальную ДНК модного дома. Заглавные буквы собственного имени JK он сплел в стиле перекрещивающихся букв LV — такой дерзости себе не позволял ни один художник до него! Впрочем, в итоге он честно подписал теми и другими инициалами каждое изделие, разместив вензель Луи Вюиттона в левом нижнем углу, а свой — в правом. Справедливо ли такое авторство, судить сложно, но американец будто насмешливо дает понять, что это все: и блестящий Ван Гог, и его кипарисы, и даже, страшно подумать, госпожа Джоконда — все создал он, Джефф Кунс. Особенно если посмотреть на платки и шали, которые по центру, прямо поверх знаменитых репродукций украшает его размашистый автограф.

Но в этом и состоит одна из идей серии Gazing Balls — слиться с тем, что ты видишь и что делаешь. Для Кунса сотрудничество с Louis Vuitton стало единением не только с пятью великими мастерами, но и с крупнейшим модным домом, он стал частью каждого элемента, замаскировавшись под них как хищное насекомое под цветок, эдакий умелец мимикрировать и сливаться, но при этом оставаться собой в неповторимой манере.

Объектами трансформации в коллекции «Мастера» стали пять классических моделей Louis Vuitton: Keepall, Neverfull, Speedy, Montaigne, Chain bag — плюс относительно свежая модель рюкзаков Palm Springs, линия аксессуаров Zippy, платки и шали Monogram. Каждый кожаный аксессуар художник дополнил веселым брелоком — силуэтом своей знаменитой скульптуры «Кролик». А внутри сумок на подкладке размещены портреты и биографии автора каждой из картин-оригиналов.

Как обещают в Louis Vuitton, эта коллаборация — лишь первая в серии совместных работ с Джеффом Кунсом. Поклонников бренда ждут новые свершения спорного в своем творчестве художника, который продолжит тему единения с миром искусства, а вот в каком виде — тут уж предсказать не может никто.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+