Хрущевки достойны музея

№53, май 2017
№53
Материал из газеты

После решения столичных властей снести все оставшиеся в городе пятиэтажки градозащитники вернулись к идее музеефицировать их отдельные кварталы. При этом многие архитекторы, а также москвичи, которых затронула программа реновации, считают, что дома следует сохранить для жизни

Фотограф Джон Репс. Жилой дом в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library
Фото: Джон Репс. Жилой дом в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library

О намерении избавиться от всех хрущевок и переселить их жильцов в современные дома столичные власти заявили в конце февраля. Под самую масштабную за последние полвека программу реновации жилого фонда попадут 8 тыс. домов общей площадью 25 млн кв. м. Предыдущая программа, запущенная в 1999 году, затрагивала лишь 1,6 тыс. пятиэтажек первого периода индустриального домостроения. На этом фоне градозащитники вновь заговорили о необходимости музеефицировать отдельные кварталы столичных хрущевок — как памятник самому грандиозному градостроительному проекту в истории города.

Фотограф Джон Репс. Пятиэтажка в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library
Фото: Джон Репс. Пятиэтажка в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library

С предложением признать 39 первых типовых пятиэтажек серии К-7 на проспекте маршала Жукова объектами культурного наследия еще в 2015 году выступили активисты общественного движения «Архнадзор». Летом прошлого года депутаты Мосгордумы эту идею поддержали, допустив возможность создания в одной из пятиэтажек музея хрущевок с восстановленными интерьерами начала 1960-х годов. С похожей инициативой 19 апреля выступил председатель комиссии по культуре и массовым коммуникациям Мосгордумы, народный артист России Евгений Герасимов.

Фотограф Джон Репс. Жилой дом в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library
Фото: Джон Репс. Жилой дом в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library

Координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин в комментарии TANR сообщил, что специалисты движения сейчас готовят списки адресов столичных хрущевок, которые, на их взгляд, могут и должны быть сохранены. «В хрущевках и более поздних панельных многоэтажках жили многие выдающиеся люди, например Надежда Яковлевна Мандельштам. Именно поэтому вопрос о сохранении таких домов и создании там мемориальных квартир вполне правомерен. В этом смысле хрущевки ничем не отличаются, например, от особняков XIX века», — считает Рахматуллин.

Фотограф Джон Репс. Жилые дома в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library
Фото: Джон Репс. Жилые дома в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library

Историк архитектуры, директор по исследованиям Института модернизма Анна Броновицкая полагает, что сохранять хрущевки необходимо, но не обязательно в режиме музеефикации. «Многие из этих домов, если их отремонтировать, еще вполне пригодны для жизни, ведь срок эксплуатации некоторых серий достигает 100 лет. Если говорить о наиболее ценных постройках, то меня больше всего беспокоит судьба девятого квартала Новых Черемушек. Это была первая экспериментальная площадка, где отражен очень важный этап в истории отечественной архитектуры. В изначально образцовый район привозили на экскурсии всех зарубежных архитекторов, которые приезжали в Москву. Сейчас отдельные дома квартала защищены статусом ценного градоформирующего объекта, но наибольшую ценность здесь представляет сама планировка квартала, которую недопустимо застраивать», — отметила Броновицкая.

Фотограф Джон Репс. Жилой дом в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library
Фото: Джон Репс. Жилой дом в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library

С ней согласен президент Союза архитекторов России Николай Шумаков, который допускает сохранение отдельных кварталов хрущевок в качестве социального жилья. «Конечно, первичная задача — сохранить образцы архитектуры 50–60-х годов прошлого века. Но превращать их в музей экономически нецелесообразно, да это и нереализуемо. Куда более правильное решение — отремонтировать несколько домов и предоставлять квартиры в аренду. Это будет лучший памятник долговечности хрущевок. Думаю, в конечном итоге власти придут к этому решению», — считает архитектор.

Фотограф Джон Репс. Жилой дом в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library
Фото: Джон Репс. Жилой дом в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library

Тем временем изначальный план реновации уже корректируется. Например, стало известно, что район Хамовники в центре Москвы в программу, по крайней мере в ближайшее время, включен не будет. Об этом на встрече с жителями сообщил глава местной управы Сергей Носков. По его словам, в Хамовниках сейчас нет места для стартового строительства, людей из пятиэтажек некуда переселять. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, в свою очередь, заявил, что при возведении нового жилья на месте хрущевок решено использовать квартальную застройку, отказавшись от системы микрорайонов.

Фотограф Джон Репс. Жилой дом в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library
Фото: Джон Репс. Жилой дом в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library

К идее превратить жилой дом в музей в России обращаются не впервые. План музеефикации одного из самых знаменитых московских памятников конструктивизма — дома-коммуны Моисея Гинзбурга на Новинском бульваре — обсуждался много лет. В августе прошлого года новым владельцем дома Наркомфина стала победившая на открытых торгах компания «Лига прав», которой принадлежит 95% площадей здания. Согласно контракту, собственник должен за свой счет отреставрировать памятник архитектуры в течение ближайших трех лет и поддерживать его в надлежащем техническом состоянии. Разработать проект реставрации и приспособления здания под современные нужды пригласили компанию «ПФ-Градо» и Алексея Гинзбурга — внука архитектора дома. По планам инвестора, ячейки станут жилыми квартирами, а соседний коммунальный корпус — общественным пространством с кафе, магазином, площадками для отдыха. В одной из ячеек, предположительно в «квартире привратника» на первом этаже, может появиться музей дома Наркомфина, который расскажет об истории его создания, особенностях архитектуры и самых известных жителях. Сегодня здание находится в аварийном состоянии, его износ, по оценке БТИ, составляет не менее 70%.

Фотограф Джон Репс. Жилой дом в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library
Фото: Джон Репс. Жилой дом в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library

За положительным примером музеефикации жилой застройки можно съездить в эксперементальный поселок Вайсенхоф в немецком Штутгарте. Это один из лучших образцов европейской модернистской архитектуры первой половины ХХ века. Над его проектированием трудились Ле Корбюзье, Пьер Жаннере, Людвиг Мис ван дер Роэ, Йозеф Франк, Петер Беренс и другие известные архитекторы, входившие в объединение «Немецкий Веркбунд». Строительство поселка было приурочено к выставке союза в 1927 году. После Второй мировой войны сохранилось 11 зданий, которые по сей день остаются жилыми. В 2006 году в доме Ле Корбюзье и Пьера Жаннере открылся Музей поселка Вайсенхоф. Здесь представлены чертежи, фотографии и документы, рассказывающие о его истории и влиянии на архитектуру модернизма, частично воспроизведены подлинные интерьеры и мебель, например раскладные кровати-трансформеры, превращающиеся в столы. В прошлом году после двух неудачных попыток Германии удалось добиться включения двух домов Ле Корбюзье в Вайсенхофе в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+