18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Хрущевки достойны музея

№53, май 2017
№53
Материал из газеты

После решения столичных властей снести все оставшиеся в городе пятиэтажки градозащитники вернулись к идее музеефицировать их отдельные кварталы. При этом многие архитекторы, а также москвичи, которых затронула программа реновации, считают, что дома следует сохранить для жизни

Фотограф Джон Репс. Жилой дом в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library
Фотограф Джон Репс. Жилой дом в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library

О намерении избавиться от всех хрущевок и переселить их жильцов в современные дома столичные власти заявили в конце февраля. Под самую масштабную за последние полвека программу реновации жилого фонда попадут 8 тыс. домов общей площадью 25 млн кв. м. Предыдущая программа, запущенная в 1999 году, затрагивала лишь 1,6 тыс. пятиэтажек первого периода индустриального домостроения. На этом фоне градозащитники вновь заговорили о необходимости музеефицировать отдельные кварталы столичных хрущевок — как памятник самому грандиозному градостроительному проекту в истории города.

Фотограф Джон Репс. Пятиэтажка в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library
Фотограф Джон Репс. Пятиэтажка в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library

С предложением признать 39 первых типовых пятиэтажек серии К-7 на проспекте маршала Жукова объектами культурного наследия еще в 2015 году выступили активисты общественного движения «Архнадзор». Летом прошлого года депутаты Мосгордумы эту идею поддержали, допустив возможность создания в одной из пятиэтажек музея хрущевок с восстановленными интерьерами начала 1960-х годов. С похожей инициативой 19 апреля выступил председатель комиссии по культуре и массовым коммуникациям Мосгордумы, народный артист России Евгений Герасимов.

Фотограф Джон Репс. Жилой дом в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library
Фотограф Джон Репс. Жилой дом в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library

Координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин в комментарии TANR сообщил, что специалисты движения сейчас готовят списки адресов столичных хрущевок, которые, на их взгляд, могут и должны быть сохранены. «В хрущевках и более поздних панельных многоэтажках жили многие выдающиеся люди, например Надежда Яковлевна Мандельштам. Именно поэтому вопрос о сохранении таких домов и создании там мемориальных квартир вполне правомерен. В этом смысле хрущевки ничем не отличаются, например, от особняков XIX века», — считает Рахматуллин.

Фотограф Джон Репс. Жилые дома в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library
Фотограф Джон Репс. Жилые дома в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library

Историк архитектуры, директор по исследованиям Института модернизма Анна Броновицкая полагает, что сохранять хрущевки необходимо, но не обязательно в режиме музеефикации. «Многие из этих домов, если их отремонтировать, еще вполне пригодны для жизни, ведь срок эксплуатации некоторых серий достигает 100 лет. Если говорить о наиболее ценных постройках, то меня больше всего беспокоит судьба девятого квартала Новых Черемушек. Это была первая экспериментальная площадка, где отражен очень важный этап в истории отечественной архитектуры. В изначально образцовый район привозили на экскурсии всех зарубежных архитекторов, которые приезжали в Москву. Сейчас отдельные дома квартала защищены статусом ценного градоформирующего объекта, но наибольшую ценность здесь представляет сама планировка квартала, которую недопустимо застраивать», — отметила Броновицкая.

Фотограф Джон Репс. Жилой дом в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library
Фотограф Джон Репс. Жилой дом в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library

С ней согласен президент Союза архитекторов России Николай Шумаков, который допускает сохранение отдельных кварталов хрущевок в качестве социального жилья. «Конечно, первичная задача — сохранить образцы архитектуры 50–60-х годов прошлого века. Но превращать их в музей экономически нецелесообразно, да это и нереализуемо. Куда более правильное решение — отремонтировать несколько домов и предоставлять квартиры в аренду. Это будет лучший памятник долговечности хрущевок. Думаю, в конечном итоге власти придут к этому решению», — считает архитектор.

Фотограф Джон Репс. Жилой дом в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library
Фотограф Джон Репс. Жилой дом в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library

Тем временем изначальный план реновации уже корректируется. Например, стало известно, что район Хамовники в центре Москвы в программу, по крайней мере в ближайшее время, включен не будет. Об этом на встрече с жителями сообщил глава местной управы Сергей Носков. По его словам, в Хамовниках сейчас нет места для стартового строительства, людей из пятиэтажек некуда переселять. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, в свою очередь, заявил, что при возведении нового жилья на месте хрущевок решено использовать квартальную застройку, отказавшись от системы микрорайонов.

Фотограф Джон Репс. Жилой дом в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library
Фотограф Джон Репс. Жилой дом в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library

К идее превратить жилой дом в музей в России обращаются не впервые. План музеефикации одного из самых знаменитых московских памятников конструктивизма — дома-коммуны Моисея Гинзбурга на Новинском бульваре — обсуждался много лет. В августе прошлого года новым владельцем дома Наркомфина стала победившая на открытых торгах компания «Лига прав», которой принадлежит 95% площадей здания. Согласно контракту, собственник должен за свой счет отреставрировать памятник архитектуры в течение ближайших трех лет и поддерживать его в надлежащем техническом состоянии. Разработать проект реставрации и приспособления здания под современные нужды пригласили компанию «ПФ-Градо» и Алексея Гинзбурга — внука архитектора дома. По планам инвестора, ячейки станут жилыми квартирами, а соседний коммунальный корпус — общественным пространством с кафе, магазином, площадками для отдыха. В одной из ячеек, предположительно в «квартире привратника» на первом этаже, может появиться музей дома Наркомфина, который расскажет об истории его создания, особенностях архитектуры и самых известных жителях. Сегодня здание находится в аварийном состоянии, его износ, по оценке БТИ, составляет не менее 70%.

Фотограф Джон Репс. Жилой дом в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library
Фотограф Джон Репс. Жилой дом в 9-м квартале района Новые Черемушки. Москва. 1964 г. Сornell University Library

За положительным примером музеефикации жилой застройки можно съездить в эксперементальный поселок Вайсенхоф в немецком Штутгарте. Это один из лучших образцов европейской модернистской архитектуры первой половины ХХ века. Над его проектированием трудились Ле Корбюзье, Пьер Жаннере, Людвиг Мис ван дер Роэ, Йозеф Франк, Петер Беренс и другие известные архитекторы, входившие в объединение «Немецкий Веркбунд». Строительство поселка было приурочено к выставке союза в 1927 году. После Второй мировой войны сохранилось 11 зданий, которые по сей день остаются жилыми. В 2006 году в доме Ле Корбюзье и Пьера Жаннере открылся Музей поселка Вайсенхоф. Здесь представлены чертежи, фотографии и документы, рассказывающие о его истории и влиянии на архитектуру модернизма, частично воспроизведены подлинные интерьеры и мебель, например раскладные кровати-трансформеры, превращающиеся в столы. В прошлом году после двух неудачных попыток Германии удалось добиться включения двух домов Ле Корбюзье в Вайсенхофе в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Самое читаемое:
1
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
2
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
3
Пушкинский музей проведет книжную ярмарку
Прямо под колоннами на фасаде ГМИИ им. А.С.Пушкина в течение трех дней будут продаваться редкие выставочные каталоги, издания по истории искусства и фотографии, мемуаристика, детские книги
29.09.2023
Пушкинский музей проведет книжную ярмарку
4
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
5
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
6
Осенний сенокос искусства: что продают и покупают на Cosmoscow
В Экспоцентре открылась 11-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. Произведения на стендах любопытно рассматривать, приятно покупать, но не очень интересно обсуждать. Зато уйти с уловом смогут коллекционеры разного достатка
29.09.2023
Осенний сенокос искусства: что продают и покупают на Cosmoscow
7
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
В «Паркинг Галерее» уже можно посмотреть работы выпускников художественных вузов Москвы на выставке «Выпуск ’23»
12.09.2023
Подземная галерея: в «Зарядье» открылось новое выставочное пространство
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+