18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Русский художественный театр

№53
Материал из газеты

Павильон России на 57-й Венецианской биеннале показывает групповую выставку художников разных поколений и взглядов на творчество

Павильон России на Венецианской биеннале — главное высказывание и заявление о том, что делается сегодня в российском искусстве. Нет ни одного другого фестиваля, где можно с той же эффективностью и резонансом предъявить мировой художественной общественности свои достижения или сомнения, страхи и надежды. Венецианская биеннале, в этом году уже 57-я, — крупнейшая и самая важная в мире выставка современного искусства, куда съезжаются все участники международной художественной сцены.

Однако у стран-участниц — а число их приближается к сотне, — разные представления о том, что именно нужно показывать в национальных павильонах. Кто-то делает ставку на сольные выступления классиков, кто-то предпочитает острые политические месседжи, кто-то щеголяет сложной технологией, кто-то склоняется к групповым панорамным выставкам. Но все без исключения сегодня думают о том, чтобы экспозиции-инсталляции выглядели как можно более эффектно и выигрышно, и неудивительно, так как биеннале — это еще и конкурс. Международное жюри в первые дни превью для профессионалов обходит все павильоны и выбирает победителей, которых награждают в день открытия биеннале для публики.

Для России получить заветного «Золотого льва», главный приз за лучший павильон, — давняя, но пока не осуществленная мечта. Несколько раз мы были очень близки к победе, российские художники удостаивались особых упоминаний жюри, но ни разу золотая статуэтка не попадала в русские руки.

В этот раз комиссар Семен Михайловский вместе с командой кураторов и с благословения Министерства культуры принял соломоново решение — показать сразу три версии современного российского искусства, три поколения и три разные эстетики. Он пригласил к участию 70-летнего Гришу Брускина, сделавшего блестящую мировую карьеру своей интерпретацией советского прошлого, арт-группу Recycle Group — двух молодых, но уже заслуживших международное признание и музейные персоналки ребят из Краснодара (их любимые темы — виртуальная реальность и философия потребительского общества) — и, наконец, Сашу Пирогову, по возрасту близкую «ресайклам», но начавшую свой путь в искусстве позже и с совсем другой историей: ее видеофильмы посвящены метафизике движения, своего рода авангардной хореографии (подробности читайте в интервью художников). В проекте участвует и композитор-экспериментатор Дмитрий Курляндский, модернистски препарирующий классическую музыку, c перформанс-инсталляцией commedia delle arti (итал. «комедия искусств»), включающей сочинение сommedia dell’ascolto («Комедия слышания»), перекликающееся с оперой итальянского композитора XX века Луиджи Ноно Prometeo, tragedia dell’ascolto («Прометей, трагедия слышания»). Все вместе они призваны создать Theatrum Orbis, то есть «театр мира». Латинское название павильона позаимствовано у гео­графического атласа мира Theatrum Orbis Terrarum XVI века (в русском переводе — «Зрелище круга земного»), но очевидно, что оно взято как метафора, описывающая представления художников о современном мироустройстве.

Российский павильон с его причудливой архитектурой неорусского стиля, построенный Алексеем Щусевым еще до революции, видел на своем более чем веку и выставки русского авангарда, и сплоченные бригады соцреалистов, и традиционную живопись, и самые безумные инсталляции. В постсоветские времена свободные от идеологической доктрины кураторы пытались по-разному сформулировать место России на мировой карте и определить национальное своеобразие. Виктор Мизиано декларировал «возвращение художника», показывая трех лидеров новой российской живописи: Валерия Кошлякова, Константина Звездочетова и дуэт Дубосарского — Виноградова. Леонид Бажанов с Екатериной Деготь выбирали сложные инсталляции Леонида Сокова (это был театр теней с репликами шедевров мировой скульптуры ХХ века) и Сергея Шутова, соорудившего в павильоне нечто вроде мировой церкви, объединившей все религии (зрители принимали его движущиеся манекены за настоящих паломников). Ольга Лопухова и Любовь Сапрыкина осуществили смелую фантазию нижегородской группы «Пров­мыза», построив технически сложную конструкцию, чтобы в павильоне гулял свежий и веселый ветер перемен. Ольга Свиблова стремилась показать будущее и включенность страны в реальность новых технологий — именно тогда фасад павильона украсил огромный интерактивный экран с надписью Click I Hope (англ. «Нажми „Я надеюсь“»). Наконец, взявшая на три срока ношу комиссара павильона Стелла Кесаева полностью доверилась художникам и впервые отдала весь павильон сольным выставкам классиков московского концептуализма: Андрею Монастырскому и группе «Коллективные действия» (2011), Вадиму Захарову (2013) и Ирине Наховой (2015). И это были выдающиеся инсталляции и яркие образы — достаточно назвать золотой дождь из монет, которым Вадим Захаров осыпал зрителей в своей «Данае».
Сейчас на смену индивидуальным высказываниям вновь пришло время коллективной, командной игры, где общее впечатление возникает как сумма разных усилий. И в этом смысле задуманный в павильоне России проект, учитывая таланты всех участников и его программную мультимедийность (видео, скульптура, музыка, движение), и в самом деле близок театру. Нам предлагают своего рода пьесу в трех действиях («Смена декораций» Брускина, «Блокированный контент» Recycle Group и «Сад» Саши Пироговой), и можно предположить, что это будет нечто по-чеховски глубокое. Все-таки это настоящий художественный театр.

Проект THEATRUM ORBIS в павильоне России осуществлен при финансовой поддержке компании «Алроса», Ашота Хачатурянца, Петра Авена, Феликса Длина.

57-я Венецианская биеннале проходит
с 13 мая по 26 ноября 2017 года

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+