18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Метафизические поиски простых вещей среди кухонной утвари

№53, май 2017
№53
Материал из газеты

В Пушкинском музее открылась ретроспектива Джорджо Моранди

Джорджо Моранди. «Цветы», 1918. Частная коллекция.
Джорджо Моранди. «Цветы», 1918. Частная коллекция.

Семьдесят холстов и акварелей, извлеченных из главной мировой коллекции работ Джорджо Моранди (1890–1964) — его болонского музея-квартиры, а также из частных фондов и авторитетных личных коллекций, разделены по жанрам: автопортрет, пейзаж, натюрморт и цветы. Это обстоятельство кажется особенно важным, точнее, основополагающим, так как Моранди, как мало кто из живописцев ХХ века, строго (и даже пуристски) держался своего понимания композиционных основ того или другого жанра. Ведь его знаменитые «метафизические поиски» возникают именно внутри разминки жанровых особенностей — из пластических возможностей «простых вещей». Оказывается, можно практически бесконечно медитировать над одними и теми же предметами, собранными в группы, следить за вариациями цветовых оттенков и связей геометрических фигур, выясняющих отношения с миром и между собой. Тем более что Моранди организует в серии не только «мертвую природу», но и живую: пейзажи окоема или же свое собственное лицо. Чтобы акцентировать серийность подхода, столь важную для Моранди, на выставку, помимо картин и акварелей, привезли 20 его гравюр и несколько оригинальных гравировальных досок из собрания Национального центра графики в Риме.

Джоржо Моранди в мастерской. Ок. 1950г. © Ansa / Archivi Fratelli Alinari, Firenze.
Джоржо Моранди в мастерской. Ок. 1950г. © Ansa / Archivi Fratelli Alinari, Firenze.

Отбирая работы, кураторы проекта — Мария Кристина Бандера с итальянской стороны и Виктория Маркова от России — сконцентрировались на работах, изображающих одни и те же группы кухонной утвари, которые сам художник называл «вариантами». Схожий подход можно найти не только в визуальном искусстве ХХ века (позже едва ли не весь поп-арт, не говоря уже о концептуализме, будет мыслить сериями) и «серийной музыке», но и в русской поэзии. Так, Осип Мандельштам — а его с Моранди сближает головокружительная точность расчета, из которого и возникает метафизический оскал бытовых реалий, — называл «двойчатками» и «тройчатками» свои стихи, выросшие из одного корня. Еще больше общего у метода Моранди с творчеством «тихих лириков», умевших находить красоту в обыденности и доносить ее с помощью беспафосных, но интеллектуально изощренных, хотя и будто бы слегка затертых, строк. Около сотни экспонатов, таким образом, лучше всего уподобить изящному поэтическому томику, содержащему хронику жизни такого вот «тихого лирика», методично возделывающего свой сад. Скромный, но бескрайний. Узнаваемый, но неповторимый. Тот редкий случай, когда низкие потолки залов Галереи западного искусства работают на правильность восприятия. 

Джорджо Моранди. «Натюрморт», 1941. Collezione Patrimonio Artistico Eni S.p.a.
Джорджо Моранди. «Натюрморт», 1941. Collezione Patrimonio Artistico Eni S.p.a.

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Джорджо Моранди
До 10 сентября

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+