Метафизические поиски простых вещей среди кухонной утвари

№53, май 2017
№53
Материал из газеты

В Пушкинском музее открылась ретроспектива Джорджо Моранди

Джорджо Моранди. «Цветы», 1918. Частная коллекция.
Джорджо Моранди. «Цветы», 1918. Частная коллекция.

Семьдесят холстов и акварелей, извлеченных из главной мировой коллекции работ Джорджо Моранди (1890–1964) — его болонского музея-квартиры, а также из частных фондов и авторитетных личных коллекций, разделены по жанрам: автопортрет, пейзаж, натюрморт и цветы. Это обстоятельство кажется особенно важным, точнее, основополагающим, так как Моранди, как мало кто из живописцев ХХ века, строго (и даже пуристски) держался своего понимания композиционных основ того или другого жанра. Ведь его знаменитые «метафизические поиски» возникают именно внутри разминки жанровых особенностей — из пластических возможностей «простых вещей». Оказывается, можно практически бесконечно медитировать над одними и теми же предметами, собранными в группы, следить за вариациями цветовых оттенков и связей геометрических фигур, выясняющих отношения с миром и между собой. Тем более что Моранди организует в серии не только «мертвую природу», но и живую: пейзажи окоема или же свое собственное лицо. Чтобы акцентировать серийность подхода, столь важную для Моранди, на выставку, помимо картин и акварелей, привезли 20 его гравюр и несколько оригинальных гравировальных досок из собрания Национального центра графики в Риме.

Джоржо Моранди в мастерской. Ок. 1950г. © Ansa / Archivi Fratelli Alinari, Firenze.
Джоржо Моранди в мастерской. Ок. 1950г. © Ansa / Archivi Fratelli Alinari, Firenze.

Отбирая работы, кураторы проекта — Мария Кристина Бандера с итальянской стороны и Виктория Маркова от России — сконцентрировались на работах, изображающих одни и те же группы кухонной утвари, которые сам художник называл «вариантами». Схожий подход можно найти не только в визуальном искусстве ХХ века (позже едва ли не весь поп-арт, не говоря уже о концептуализме, будет мыслить сериями) и «серийной музыке», но и в русской поэзии. Так, Осип Мандельштам — а его с Моранди сближает головокружительная точность расчета, из которого и возникает метафизический оскал бытовых реалий, — называл «двойчатками» и «тройчатками» свои стихи, выросшие из одного корня. Еще больше общего у метода Моранди с творчеством «тихих лириков», умевших находить красоту в обыденности и доносить ее с помощью беспафосных, но интеллектуально изощренных, хотя и будто бы слегка затертых, строк. Около сотни экспонатов, таким образом, лучше всего уподобить изящному поэтическому томику, содержащему хронику жизни такого вот «тихого лирика», методично возделывающего свой сад. Скромный, но бескрайний. Узнаваемый, но неповторимый. Тот редкий случай, когда низкие потолки залов Галереи западного искусства работают на правильность восприятия. 

Джорджо Моранди. «Натюрморт», 1941. Collezione Patrimonio Artistico Eni S.p.a.
Джорджо Моранди. «Натюрморт», 1941. Collezione Patrimonio Artistico Eni S.p.a.

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Джорджо Моранди
До 10 сентября

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+