Метафизические поиски простых вещей среди кухонной утвари

№53, май 2017
№53
Материал из газеты

В Пушкинском музее открылась ретроспектива Джорджо Моранди

Джорджо Моранди. «Цветы», 1918. Частная коллекция.
Джорджо Моранди. «Цветы», 1918. Частная коллекция.

Семьдесят холстов и акварелей, извлеченных из главной мировой коллекции работ Джорджо Моранди (1890–1964) — его болонского музея-квартиры, а также из частных фондов и авторитетных личных коллекций, разделены по жанрам: автопортрет, пейзаж, натюрморт и цветы. Это обстоятельство кажется особенно важным, точнее, основополагающим, так как Моранди, как мало кто из живописцев ХХ века, строго (и даже пуристски) держался своего понимания композиционных основ того или другого жанра. Ведь его знаменитые «метафизические поиски» возникают именно внутри разминки жанровых особенностей — из пластических возможностей «простых вещей». Оказывается, можно практически бесконечно медитировать над одними и теми же предметами, собранными в группы, следить за вариациями цветовых оттенков и связей геометрических фигур, выясняющих отношения с миром и между собой. Тем более что Моранди организует в серии не только «мертвую природу», но и живую: пейзажи окоема или же свое собственное лицо. Чтобы акцентировать серийность подхода, столь важную для Моранди, на выставку, помимо картин и акварелей, привезли 20 его гравюр и несколько оригинальных гравировальных досок из собрания Национального центра графики в Риме.

Джоржо Моранди в мастерской. Ок. 1950г. © Ansa / Archivi Fratelli Alinari, Firenze.
Джоржо Моранди в мастерской. Ок. 1950г. © Ansa / Archivi Fratelli Alinari, Firenze.

Отбирая работы, кураторы проекта — Мария Кристина Бандера с итальянской стороны и Виктория Маркова от России — сконцентрировались на работах, изображающих одни и те же группы кухонной утвари, которые сам художник называл «вариантами». Схожий подход можно найти не только в визуальном искусстве ХХ века (позже едва ли не весь поп-арт, не говоря уже о концептуализме, будет мыслить сериями) и «серийной музыке», но и в русской поэзии. Так, Осип Мандельштам — а его с Моранди сближает головокружительная точность расчета, из которого и возникает метафизический оскал бытовых реалий, — называл «двойчатками» и «тройчатками» свои стихи, выросшие из одного корня. Еще больше общего у метода Моранди с творчеством «тихих лириков», умевших находить красоту в обыденности и доносить ее с помощью беспафосных, но интеллектуально изощренных, хотя и будто бы слегка затертых, строк. Около сотни экспонатов, таким образом, лучше всего уподобить изящному поэтическому томику, содержащему хронику жизни такого вот «тихого лирика», методично возделывающего свой сад. Скромный, но бескрайний. Узнаваемый, но неповторимый. Тот редкий случай, когда низкие потолки залов Галереи западного искусства работают на правильность восприятия. 

Джорджо Моранди. «Натюрморт», 1941. Collezione Patrimonio Artistico Eni S.p.a.
Джорджо Моранди. «Натюрморт», 1941. Collezione Patrimonio Artistico Eni S.p.a.

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Джорджо Моранди
До 10 сентября

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+