Спасти нерядовую Ропшу

Памятник из списка всемирного наследия ЮНЕСКО — дворцово-парковый ансамбль в поселке Ропша Ленинградской области в ближайшее время обретет инвестора и надежду на возрождение

По информации Министерства культуры РФ, в течение ближайших трех месяцев будет окончательно определена форма владения памятником при передаче его Публичному акционерному обществу «Нефтяная компания „Роснефть“». Сейчас, по словам заместителя министра культуры Олега Рыжкова, юристы обсуждают механизм передачи, юридическую схему для минимизации сопутствующих расходов инвестора, что поможет ему максимально вложить средства в сохранение памятника истории и культуры. И в самое ближайшее время специалисты приступят непосредственно к обследованию всего комплекса.

Проекты реставрации фасада дворца 1970-х годов, выполненные НИИ «Спецпроектреставрация»
Проекты реставрации фасада дворца 1970-х годов, выполненные НИИ «Спецпроектреставрация»

То военные, то пожар

Одному из самых роскошных дворцовых комплексов в пригороде Петербурга — Ропше в известном смысле повезло: во время Великой Отечественной ее разрушили значительно меньше, чем Петергоф или Царское Село, поскольку в главном дворце размещался немецкий госпиталь. После войны дворец отремонтировали, и его снова «оккупировали» военные: здесь располагались воинские части. Военные много сделали для восстановления построек и парка, но в конце 1970-х годов они ушли из Ропши, забрав с собой все, что можно было унести: полы, двери, оконные рамы. Усадьба разрушалась, о ней к тому времени практически забыли: полным ходом шло восстановление Петергофа, Царского Села, других исторических объектов — было не до Ропши, которая к тому же находилась в областном подчинении.

В 1981 году по решению Леноблисполкома комплекс передали НПО «Промрыбвод», который подписал охранные обязательства (Ропша к тому времени была включена в списки охраняемого культурно-исторического наследия всесоюзного масштаба). Но свои обязательства «Промрыбвод» не выполнил и вскоре вообще покинул место. Во дворце собирались начать реставрационные работы, но все планы нарушили несколько пожаров, случившиеся в нем в середине 1980-х и в 1990 году. К тому времени, когда в 1990 году «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» был включен в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО, входившая в него Ропша оказалась в руинированном состоянии.

Ропшинский дворец в 2015 г. Из архива Михаила Мильчика
Ропшинский дворец в 2015 г. Из архива Михаила Мильчика

Царское это дело

Усадьба, устроенная Петром I в первые годы XVIII века на месте бывшей шведской мызы, в течение первого столетия своего существования несколько раз меняла хозяев, переходя из казны в частное владение. В 1801 году она окончательно вернулась под крыло царской семьи. За век к строительству зданий и обустройству парка в Ропше приложили руку выдающиеся архитекторы своего времени: Петр Еропкин, Бартоломео Растрелли, Джакомо Кваренги, Юрий Фельтен.

«Если грамотно подойти к восстановлению Ропши, может получиться элитная вещь, — считает Вадим Знаменов, президент Государственного музея-заповедника «Петергоф» (с 1965 года работал в ГМЗ «Петергоф», с 1974 по 2008 год возглавлял его, с 2009 года — президент ГМЗ «Петергоф», член президиума Российского комитета ИКОМ. — TANR). — Там есть минеральные воды, великолепные водоемы, роскошный парк. Ропшу любила императорская семья, в ее окрестностях охотился Николай II, туда очень часто ездили просвещенные петербуржцы, там иногда даже заседал Государственный совет. В Ропше можно разводить рыбу, восстановить оранжереи, которые когда-то поставляли фрукты к царскому столу. Можно восстановить и музеефицировать бумажную фабрику постройки Фельтена — это одна из самых первых российских фабрик. На кладбище стоит лютеранская кирха допетровского времени, очень интересный объект. Но все это требует обсуждения, времени и грамотного подхода».

С 2012 года дворцово-парковый ансамбль «Ропша» решением Министерства культуры России передан в оперативное управление ГМЗ «Петергоф». Теперь она единственный федеральный дворцово-парковый ансамбль, который расположен на территории двух субъектов РФ — Петербурга и Ленинградской области. Была идея создать туристический кластер, который объединил бы ансамбли и парки Петергофа, Ораниенбаума, Стрельны и Ропши, но Ропша из этой объединительной идеи пока выпадает из-за своего плачевного состояния.

Ропша в 1972 г., когда там обитали военные. Из архива Михаила Мильчика
Ропша в 1972 г., когда там обитали военные. Из архива Михаила Мильчика

Аргументы за спасение

О том, что «Роснефть» заинтересовалась Ропшей, стало известно в конце октября 2016 года на Ежегодном инвестиционном форуме в Санкт-Петербурге. Сообщение вселило надежду в реставраторов, музейщиков, градозащитников: до этого момента никто не предлагал на восстановление гибнущего памятника истории и культуры реальные средства.

«К сожалению, „Петергоф“, на мой взгляд, не способствовал сохранению Ропшинского дворца, — рассказал корреспонденту TANR Михаил Мильчик, кандидат искусствоведения, член советов по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга и Министерстве культуры РФ, в недавнем прошлом заместитель генерального директора НИИ «Спецпроектреставрация». — В 2015 году по решению дирекции музея-заповедника ко дворцу в Ропше подогнали высотный кран и разрушили портик, находившийся в аварийном состоянии. Это ужасно. Существуют современные щадящие способы консервации, а „Петергоф“ действовал по-варварски. Ропша требует немедленного спасения!»

НИИ «Спецпроектреставрация» еще в начале 1970-х годов, а затем в середине 1980-х разработала несколько проектов реставрации Ропши. К сожалению, сейчас их невозможно использовать, поскольку дворцовый комплекс значительно разрушился с тех пор. По мнению Михаила Мильчика, нужен новый проект, который на 70% должен состоять из воссоздания, а не реставрации. Это печалит реставраторов, но другого пути, похоже, уже нет.

«Любой разрушенный памятник можно восстановить, а у нас часто пытаются дискредитировать восстановление, называя это новоделом, — считает Вадим Знаменов. — Но вот Варшава восстала буквально из пепла, хотя была разрушена нацистами до основания, и сейчас королевский дворец, полностью воссозданный, — один из самых посещаемых туристами объектов».

Специалисты считают, что часть построек усадьбы инвестор вполне мог бы использовать для своих личных нужд и представительских функций, а часть — сделать общедоступной музейной зоной. Сохранились точные замеры всех построек, в архивах есть фотографии усадьбы с конца XIX века. Ее воссоздание — это долгая и непростая, но вполне выполнимая работа. По мнению Михаила Мильчика, по самым скромным подсчетам, она займет лет десять.

Фото интерьера дворца. Комната первого этажа. Фото начала XX в. из собрания ИИИМК РАН
Фото интерьера дворца. Комната первого этажа. Фото начала XX в. из собрания ИИИМК РАН

Не спугните!

Официальные инстанции пока очень осторожны в своих комментариях и оценках перспективы участия «Роснефти» в спасении Ропши. В ответ на запрос пресс-служба Министерства культуры ответила: «Сейчас никакой конкретики дать не можем. Форма владения при передаче Ропшинского дворца „Роснефти“ пока не определена. Условия, срок и юридический механизм передачи активно прорабатываются, однако всеобъемлющего соглашения с „Роснефтью“ в настоящее время нет». Сама «Роснефть» вообще не откликнулась на наш запрос о комментарии.

«Комплекс Ропши надо спасать, это сейчас все понимают, — сказал корреспонденту TANR Владимир Толстой, советник президента РФ по вопросам культуры, член президиума ИКОМ России. — Обязательным условием является качественная реставрация. В целом это перспективный момент, но детально о перспективах можно говорить только после подписания договора. Сейчас все осторожны в оценках — чтобы не сорвалось».

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+