18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

К 100-летнему юбилею ЗИЛ собрал свою историю в один альбом

№52
Материал из газеты

Сотрудники Центра фотографии имени братьев Люмьер подготовили фотографический альбом из лучших снимков, изображающих знаменитый завод и его самых известных рабочих

Альбом фотографий, посвященный 100-летию АМО ЗИЛ, — издание необычное и примечательное. Особость его связана с тем, что создан он для внутреннего использования и одновременно для внешнего наблюдателя — коротко говоря, это и подарок, и исследование. Примечательность его еще и в том, что подготовили книгу сотрудники Центра фотографии имени братьев Люмьер, одного из культовых мест сегодняшней арт-Москвы.

Возможно, именно сотрудничество с продвинутой институцией задало исследованию определенную траекторию, связанную с особым способом отбора фотографий. Здесь демонстрируется парадный портрет завода, хотя, конечно же, гораздо интереснее то, что нам не показали. Или то, почему фотогра­фии, сделанные в 1990-е годы (их в альбоме совсем немного), так похожи на стилизации, отсылающие нас к героическим этапам большого пути: в конец 1920-х, 1930-е и 1970-е годы.
Надо сказать, что эти десятилетия представлены наиболее полно. Альбом открывается работой классика советской фотографии Аркадия Шайхета. На ней запечатлен приезд Максима Горького, рядом с ним — первый директор завода Иван Лихачев, именем которого он будет позднее назван (аббревиатура ЗИЛ расшифровывается как «завод имени Лихачева»).
Аркадий Шайхет стремился к объективности, а Александр Родченко хотел зафиксировать знаки нарождающейся советской индустрии. Его фотографии из серии «Завод АМО» и сегодня будоражат воображение, настолько они динамичны. Впрочем, Родченко — единственный представитель героического авангарда в книге, большую часть которой составляют именно репортажные фотографии Эммануила Евзерихина, Якова Халипа, Льва Шерстенникова, Евгения Халдея и многих других. На них изображены сотрудники завода, работающие цеха, огромные прессы и станки. Но есть и нечто невидимое, что объединяет эти снимки и о чем трудно начать говорить. Возможно, это История и ее безукоризненно запечатленный дух.

АМО ЗИЛ. 100 лет
Центр фотографии имени братьев Люмьер.
М., 2016

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+