18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

К 100-летнему юбилею ЗИЛ собрал свою историю в один альбом

№52
Материал из газеты

Сотрудники Центра фотографии имени братьев Люмьер подготовили фотографический альбом из лучших снимков, изображающих знаменитый завод и его самых известных рабочих

Альбом фотографий, посвященный 100-летию АМО ЗИЛ, — издание необычное и примечательное. Особость его связана с тем, что создан он для внутреннего использования и одновременно для внешнего наблюдателя — коротко говоря, это и подарок, и исследование. Примечательность его еще и в том, что подготовили книгу сотрудники Центра фотографии имени братьев Люмьер, одного из культовых мест сегодняшней арт-Москвы.

Возможно, именно сотрудничество с продвинутой институцией задало исследованию определенную траекторию, связанную с особым способом отбора фотографий. Здесь демонстрируется парадный портрет завода, хотя, конечно же, гораздо интереснее то, что нам не показали. Или то, почему фотогра­фии, сделанные в 1990-е годы (их в альбоме совсем немного), так похожи на стилизации, отсылающие нас к героическим этапам большого пути: в конец 1920-х, 1930-е и 1970-е годы.
Надо сказать, что эти десятилетия представлены наиболее полно. Альбом открывается работой классика советской фотографии Аркадия Шайхета. На ней запечатлен приезд Максима Горького, рядом с ним — первый директор завода Иван Лихачев, именем которого он будет позднее назван (аббревиатура ЗИЛ расшифровывается как «завод имени Лихачева»).
Аркадий Шайхет стремился к объективности, а Александр Родченко хотел зафиксировать знаки нарождающейся советской индустрии. Его фотографии из серии «Завод АМО» и сегодня будоражат воображение, настолько они динамичны. Впрочем, Родченко — единственный представитель героического авангарда в книге, большую часть которой составляют именно репортажные фотографии Эммануила Евзерихина, Якова Халипа, Льва Шерстенникова, Евгения Халдея и многих других. На них изображены сотрудники завода, работающие цеха, огромные прессы и станки. Но есть и нечто невидимое, что объединяет эти снимки и о чем трудно начать говорить. Возможно, это История и ее безукоризненно запечатленный дух.

АМО ЗИЛ. 100 лет
Центр фотографии имени братьев Люмьер.
М., 2016

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
4
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
5
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
6
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+