Больше не песочница

Куратор и критик Лиза Савина считает, что изменения в дизайне и номинациях главной государственной премии в области современного искусства развернули ее лицом к художественному сообществу

Кира Борисова и Витя Ерошенко. «Русский рейв». 2016. Инсталляция, видео, бегущие строки, звук, пленка, дым-машина. Фрагмент экспозиции выставки «Свежая кровь» (куратор Антонина Баевер). 2016. Центр современного искусства «Винзавод», Москва. Параллельная программа V Московской международной биеннале молодого искусства. Номинация «Куратор года». Фото: © Григорий Мелекесцев
Кира Борисова и Витя Ерошенко. «Русский рейв». 2016. Инсталляция, видео, бегущие строки, звук, пленка, дым-машина. Фрагмент экспозиции выставки «Свежая кровь» (куратор Антонина Баевер). 2016. Центр современного искусства «Винзавод», Москва. Параллельная программа V Московской международной биеннале молодого искусства. Номинация «Куратор года».
Фото: © Григорий Мелекесцев

В моем идеальном мире процесс дистрибуции культуры происходит следующим образом. На сцену эмоциональных зависимостей выходит Пахом с песней «А жизнь — веселый карнавал», и сразу же начинается магия искусства: этот карнавал кружит, кружит, затягивает в себя воронкой новых и новых участников, а там, в центре воронки, стоит небольшая группа очень умных людей с пыльным мешком — и по голове потребителя культуры бабах! И потребитель культуры медленно оседает на стульчик работы Гоши Острецова, сделанный по забытым инопланетянами эскизам, и думает о смысле жизни и о том, что он сделал для хип-хопа в свои годы.

Справка

Лиза Савина — куратор, арт-критик («Афиша», Time Out), в прошлом галерист в Savina Gallery. Начала карьеру куратора в середине 2000-х годов с работы в фотогалерее Ars Magna, быстро зарекомендовав себя как один из наиболее деятельных представителей российской арт-сцены. Входит в топ-100 главных людей в российском искусстве по версии The Art Newspaper Russia. В 2013 году основала кураторское агентство Sparta. В конце 2016 — начале 2017 года под кураторством Sparta осуществлен проект фестиваля театра и перформанса «Глобус 2.0», который собрал около 20 спектаклей таких коллективов, как «Театр post», театр «Особняк», а также проекты фестиваля «Точка доступа», перформанс-платформы Уральской индустриальной биеннале и других. Лиза Савина также является куратором коллекции Bank M2M Europe (Riga).

Еще…
Ян Фабр. «Преданный экстаз смерти». 2016. Дерево, надкрылья жуков. Из проекта «Ян Фабр. Рыцарь отчаяния — воин красоты» (куратор Дмитрий Озерков). 2016. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Номинация «Проект года». Фото: Ливен Герреман © Angelos bvba/Jan Fabre
Ян Фабр. «Преданный экстаз смерти». 2016. Дерево, надкрылья жуков. Из проекта «Ян Фабр. Рыцарь отчаяния — воин красоты» (куратор Дмитрий Озерков). 2016. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Номинация «Проект года».
Фото: Ливен Герреман © Angelos bvba/Jan Fabre

Но среднестатистический потребитель культуры вообще не очень способен навскидку отличить мокрое от коричневого и по умолчанию потребляет то, что успевает всплыть на поверхность. И драма его в том, что, как известно, на поверхность уверенно всплывают субстанции типа Никаса Сафронова.

В принципе, чтобы разобраться в том, что хорошо, а что — наоборот, существуют всякие премии и прочие поощрительные мероприятия. Они должны рассказывать потребителю культуры, чего за год наваяли, какой куратор самый умный, какой художник самый талантливый, что нового наросло, чего интересного за год написали, а кто вообще уже всю жизнь молодец и ему золотая медаль из нержавеющей стали, ковер и телевизор. В такой своеобразной разъяснительной политике этих премий кроется социальная миссия, потому что иначе все это искусство никому не нужно, кроме крохотной группы страшно далеких от народа людей.

Вид экспозиции выставки «Вертограды Михаила Шварцмана» (куратор Сергей Хачатуров). 2016. Московский музей современного искусства на Петровке. Номинация «Куратор года». Фото: courtesy пресс-служба ММОМА
Вид экспозиции выставки «Вертограды Михаила Шварцмана» (куратор Сергей Хачатуров). 2016. Московский музей современного искусства на Петровке. Номинация «Куратор года».
Фото: courtesy пресс-служба ММОМА

Премий у нас таких четыре. Одна государственная — «Инновация», две частные — Премия Кандинского и Премия The Art Newspaper Russia, четвертая из Петербурга — Премия Курехина.

Премия Кандинского очень понятная. Простая процедура подачи, четко определенные критерии оценки. Предсказуемость попадания проекта в лонг-лист — процентов 90. Пока она не стала бесконечно повторять саму себя, казалось даже, что у нее самое человеческое лицо. И с точки зрения внутренней коллаборации, и с точки зрения репрезентации, и с точки зрения продвижения. Премия издания сконцентрирована на том, о чем пишет газета и довольно своеобразна с точки зрения номинаций: это в основном московские и внезапные зарубежные проекты. Премия Курехина — это такой бесконечный сиквел садомазохистской драмы «Гляжу в озера синие» — гениального перформанса Курехина же образца первой половины 1990-х. Никогда не знаешь, кто сейчас выйдет на авансцену и чем все это закончится. Потому что в жюри всегда есть какие-нибудь неоспоримые авторитеты, которые про «нехай гiрше, аби iнше». Тут есть своя сермяжная правда: не то чтобы в стране наблюдалось перепроизводство искусства — а повторяться не хочется.

Вид экспозиции выставки Евгения Антуфьева «Хрупкие вещи». 2016. Pechersky Gallery, Москва. Номинация «Художник года». Фото: courtesy Pechersky Gallery
Вид экспозиции выставки Евгения Антуфьева «Хрупкие вещи». 2016. Pechersky Gallery, Москва. Номинация «Художник года».
Фото: courtesy Pechersky Gallery

Самым твердым орешком всегда была «Инновация», учрежденная Государственным центром современного искусства и заточенная преимущественно на свои проекты. «Инновация» — не о мелких телодвижениях, «Инновация» — о крупных мазках. У «Инновации» бывали заскоки. Например, победа в номинации «Визуальное искусство» группы «Война» в 2010-м. Ну, скажем так, мне было странно, что главной инновацией в искусстве признано известное слово на заборе. Тогда нужно было бы параллельно за вклад в искусство дать медаль Шнурову как человеку, который последовательно на протяжении многих лет занимается детабуированием обсценной лексики. Потом, правда, Ольга Шишко всем объяснила, что «инновационность в современном искусстве — это не дизайн, это не технологии, это не какой-то спецэффект, а концептуальная потребность в той или иной ситуации». А, как известно, концептуальная потребность написать слово из трех букв на любой плоской поверхности присутствует у каждого жителя этой страны. Я им, например, ручку расписываю. Тоже где-то инноватор.

Вид экспозиции выставки Кирилла Глущенко «Прекрасен облик наших будней. Отчетная выставка издательства “Глущенкоиздат”». 2016. Бывшее фабричное здание на Полковой улице, Москва. Номинация «Новая генерация». Фото: Иван Ерофеев. Сourtesy фонд V-A-C
Вид экспозиции выставки Кирилла Глущенко «Прекрасен облик наших будней. Отчетная выставка издательства “Глущенкоиздат”». 2016. Бывшее фабричное здание на Полковой улице, Москва. Номинация «Новая генерация».
Фото: Иван Ерофеев. Сourtesy фонд V-A-C

Но самый страшный скандал постиг премию в прошлом году, когда было обнародовано решение убрать акцию Петра Павленского с поджогом дверей известного здания на Лубянке. Я никогда Павленского, мягко говоря, не любила, мне как-то всегда было понятно, что главным движком этого художника является страшная жажда славы, и политический акционизм здесь только спекулятивное средство для достижения этой цели, и он пойдет на все в буквальном смысле, как и вышло. Но сейчас не об этом. Прошлогодний конфликт ясно показал, что нужно что-то менять. Ну не может государство давать государственную премию за попрание государственных устоев! Это было бы, конечно, смело, но не очень логично. Даже попахивало бы проституцией. И наверное, не очень этично брать приз прямо из лап кровавого режима. Но арт-сообщество неистовствовало, и стало очевидно, что в «Инновации» надо что-то менять.

Вид экспозиции выставки Елены Видяшевой «Квартет на конец времени. Визуально-звуковая импровизация на тему одноименного произведения Оливье Мессиана». 2016. Мультимедийная сайт-специфик-инсталляция в пространстве самолета Як-42. ВДНХ, Москва. Номинация «Новая генерация». Фото: courtesy Елена Видяшева
Вид экспозиции выставки Елены Видяшевой «Квартет на конец времени. Визуально-звуковая импровизация на тему одноименного произведения Оливье Мессиана». 2016. Мультимедийная сайт-специфик-инсталляция в пространстве самолета Як-42. ВДНХ, Москва. Номинация «Новая генерация».
Фото: courtesy Елена Видяшева

Пока произошедшие перемены мне видятся позитивными. У премии наконец-то появились нормальный логотип и сайт, сделанный, кстати, великим Шелютто. Стал более внятным лист номинаций. Сомнительное с точки зрения формулировки «Визуальное искусство» разнесли на «Проект года» и «Художника года». «Художника года», кстати, нет ни в одной отечественной премии, а номинация такая напрашивалась уже давно. Номинация «Теория, критика, искусствознание» тоже разделена и преобразована в «Образовательный проект» и «Книгу года» (номинация «Книга года» учреждена фондом U-Art и имеет отдельный экспертный совет и отдельную денежную премию размером 300 тыс. руб. — TANR), что выглядит, опять же, разумным, потому что позволяет: а) смотреть на вопрос шире; б) уделить внимание крутым образовательным проектам (например, тому же Arzamas, хотя его в номинантах нет, зато есть сарабьяновский Центр авангарда в Еврейском музее и пермская «Лаборатория современного зрителя», которую курирует Теодор Курентзис); в) выйти за рамки узкоспециализированного сообщества, которое вообще довольно герметично во всех смыслах и от энтропии защищается всеми доступными способами — поведение, достойное интеллектуала и неприемлемое для культуртрегера. Некоторые переживают из-за того, что в жюри появился чиновник, но чиновник появился профильный, молодой и прогрессивный. И вообще (это прозвучит, наверное, крамольно для инсайдера), чиновник — это не диагноз, тем более что иногда очень нужен сторонний взгляд. Это я как человек, проведший четыре года в жюри мультипликационного фестиваля среди сумасшедших аниматоров, говорю.

Лаборатория современного зрителя (куратор Теодор Курентзис). Пермский театр оперы и балета. 2016. Номинация «Образовательный проект». Фото: courtesy Пермский театр оперы и балета
Лаборатория современного зрителя (куратор Теодор Курентзис). Пермский театр оперы и балета. 2016. Номинация «Образовательный проект».
Фото: courtesy Пермский театр оперы и балета

Среди проектов мое сердце больше всего греет, конечно, эрмитажный Фабр. Не только потому, что я знаю, чего стоила конкретным людям, работающим в конкретном музее, вся эта битва с воинствующим мракобесием, но и потому, что проект получился действительно крутой: интеграция современного искусства в, казалось бы, незыблемый контекст музея создает аберрацию, просто необходимую для переосмысления системы приоритетов. Тут, кстати, хотелось бы отметить еще один позитивный момент: «Инновация», кажется, перестала быть песочницей для ГЦСИ. Раньше большая часть номинированных проектов была так или иначе связана с деятельностью институции, теперь их стало меньше, и, может быть поэтому, появилось ощущение, что премия развернулась лицом к художественному сообществу в целом, а не только к причастным.

Вид инсталляции Александры Паперно «Отмененные созвездия» (кураторы Мариана Губер-Гогова, Мадина Гогова, Симон Мраз и Андреас Кристоф) на выставке и интервенции в общественное пространство «Обсерватория». 2016. Поселок Нижний Архыз (Буково), Республика Карачаево-Черкесия. Номинация «Региональный проект». Фото: Юрий Пальмин
Вид инсталляции Александры Паперно «Отмененные созвездия» (кураторы Мариана Губер-Гогова, Мадина Гогова, Симон Мраз и Андреас Кристоф) на выставке и интервенции в общественное пространство «Обсерватория». 2016. Поселок Нижний Архыз (Буково), Республика Карачаево-Черкесия. Номинация «Региональный проект».
Фото: Юрий Пальмин

В общем, я буду «топить» за Фабра и кураторов «Жизни живых» — проекта тонкого, ироничного и очень-очень настоящего. Про нерв жизни в теле города, про то, что происходит здесь и сейчас. А жизнь — веселый карнавал.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+